Находясь в плену своих проблем и рутинных забот, мы часто ходим по городу, ничего не замечая вокруг. Ежедневно совершая один и тот же маршрут, порой не можем вспомнить цвет дома, в котором находится наш офис, форму окон и лепнину, украшающие соседнее здание, и не знаем, что через улицу стоит дом, в свое время выигравший не один архитектурный конкурс. Однако «Дом с башнями» на площади Льва Толстого в Санкт-Петербурге не заметить может только слепой.
Находясь в плену своих проблем и рутинных забот, мы часто ходим по городу, ничего не замечая вокруг. Ежедневно совершая один и тот же маршрут, порой не можем вспомнить цвет дома, в котором находится наш офис, форму окон и лепнину, украшающие соседнее здание, и не знаем, что через улицу стоит дом, в свое время выигравший не один архитектурный конкурс. Однако «Дом с башнями» на площади Льва Толстого в Санкт-Петербурге не заметить может только слепой.
Построенный в 1913 −1915 годах по проекту самого владельца Константина Исаевича Розенштейна и архитектора Андрея Белогруда, этот дом сразу стал доминантой и одним из ключевых символов Большого проспекта Петроградской стороны. Правда, не все знают его название. То, что официально именуется башнями, на самом деле — огромные эркеры, перекрывающие линию мансарды и больше напоминающие две шахматные ладьи. Они придают зданию средневеково-сказочный вид и особенную величавость. Кажется, что дом насмехается над людьми, которые суетятся внизу — такие маленькие и никчемные. Впрочем, он не только высокомерен, но и весьма своенравен — еще в проекте «Дом с башнями» не признавал никаких рамок и правил.
Архитектор Андрей Белогруд
Вне рамок
С самого начала дом прославился своим удивительным вольнодумством по отношению к академической классике и модному тогда модерну. Палладианский стиль, когда в одной композиции соединяются нескольких разнохарактерных мотивов (колоннады, аркады, лоджии, балюстрады), был смело дополнен его создателями мотивами английской готики. Все ее элементы — арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна — призваны были подчеркнуть вертикаль и одновременно придать зданию некий романтизм — не слишком уместный для строгого Петербурга. Авторы также решили отказаться от классической симметрии, намеренно сдвинув окна третьего и пятого этажей со стороны улицы Льва Толстого по отношению к другим этажам и сделав разный декор на эркерах-башнях: одна из них украшена циферблатом со знаками зодиака вместо чисел, на стене второй — разной формы окна.
Доходный дом Розенштейна в Санкт-Петербурге
Ко всему прочему, новое строение было значительно выше остальных зданий и, хотя и вносило в архитектурную среду черты живописного разнообразия, в единую канву уже застроенной Петроградки оно не совсем вписывалось. Однако зодчие дореволюционного Петербурга, заботясь о частных интересах своих заказчиков, всегда думали и о целостной красоте города. К тому же, владелец дома Константин Розенштейн, будучи ведущим архитектором города, сам принимал участие в составлении новой планировки Петроградского района. Так что было сделано все, чтобы дом не выбивался из общего городского пейзажа.
В частности, для того, чтобы здание влилось в единый архитектурный комплекс, создатели установили на фронтоне соседнего дома, фасадом выходящего на Большой проспект, скульптуры, которые делались совсем для другого архитектурного проекта. По этой же причине в главном здании, которое смотрит на площадь Льва Толстого, появились и эркеры-башни, ставшие в итоге ключевой «фишкой» этого строения. Изначально же они были созданы для того, чтобы гармонично встроить в новое здание уже существовавший пятиэтажный дом с «романтическими» элементами оформления — полукруглыми окнами во дворе, литыми ограждениями и дверями лестничных клеток.
Фасад дома украшен эффектным элементами
В отличие от современных проектировщиков, которые порой увлекшись внешним воплощением, забывают о качественных характеристиках, Розенштейн и Белогруд построили не только эстетически уникальное, но и очень прочное строение. Особое внимание было уделено несущим конструкциям, а также инженерному оснащению дома: в квартирах устанавливались газовые плиты, углубленные до уровня пола ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе предусматривались гаражи.
И коммуналки — не помеха
Купить квартиру в «Доме с башнями» могут позволить себе только очень обеспеченные. Несмотря на достаточно большое количество коммуналок, дом относится к категории элитной недвижимости. Что поделаешь, таковы парадоксы российской действительности, и цена квадратного метра в зависимости от размера, планировки, состояния квартиры и других факторов может более чем в два раза превышает уровень городских среднерыночных расценок. Верхняя планка «квадрата» сейчас достигает 220 тыс. рублей, а самый дорогой объект в доме предлагается за 28 млн рублей.
По ночам фасад дома эффектно подсвечивается
Хотя есть и квартиры, в которых стоимость «квадрата» оценивается достаточно низко. Например, в квартирах под расселение метр площади предлагается всего за 87,6 тыс. рублей, но из-за больших размеров квартиры ее цена все равно выглядит весьма внушительно — 23,5 млн рублей. Однако ни высокие цены, ни неоднородность социального окружения не могут отпугнуть потенциальных покупателей. Желающих приобрести недвижимость в этом стилизованном под средневековый замок доме всегда немало и квартиры здесь, как правило, продаются достаточно быстро.
Татьяна Елекоева, санкт-петербургский обозреватель портала ГдеЭтотДом.РУ