Поварская улица, связывающая Новинский бульвар с Новым Арбатом, свое название мало оправдывает: заведений общепита на ней практически нет. Зато есть целых три культурных заведения — художественный музыкальный колледж имени Гнесиных, театр киноактера и театр «Открытая сцена». Последний занимает часть дома Кальмеера, который популярный в начале XX века адвокат и возводил как «Дом искусств». Впрочем, тесное переплетение судьбы здания с большим искусством никогда не мешало ему оставаться жилым. Причем облюбовали местные квартиры не только представители богемы, но и олигархи.
Поварская улица, связывающая Новинский бульвар с Новым Арбатом, свое название мало оправдывает: заведений общепита на ней практически нет. Зато есть целых три культурных заведения — художественный музыкальный колледж имени Гнесиных, театр киноактера и театр «Открытая сцена». Последний занимает часть дома Кальмеера, который популярный в начале XX века адвокат и возводил как «Дом искусств». Впрочем, тесное переплетение судьбы здания с большим искусством никогда не мешало ему оставаться жилым. Причем облюбовали местные квартиры не только представители богемы, но и олигархи.
К началу XX века Поварская улица стала одной из самых представительных. Она была средоточием аристократических усадеб, буржуазных особняков и респектабельных доходных домов. Нет ничего удивительного в том, что такие великие архитекторы эпохи модерна, как Лев Кекушев, Адольф Зелигсон, Роман Клейн, Адольф Эрихсон и Валентин Дубовской, считали за честь проектировать дома именно на этой улице.
Облик Поварской улицы сформировали знаменитые архитекторы (слева направо): Лев Кекушев, Адольф Зелигсон, Роман Клейн и Адольф Эрихсон
В начале
Родственники адвоката Иосифа Кальмеера, происходящего из купеческой семьи, вели активную торговлю в городе Иркутске и для привлечения покупателей давали в местных газетах такие объявления
На приобретенном участке Кальмеер задумывал возвести здание, которое должно было стать ни много ни мало «Домом Искусств», где, как он мечтал, будут жить знаменитые художники и поэты. Воплотить мечту предстояло популярному архитектору Валентину Дубовскому, построившему на тот момент более 10 доходных домов с выразительными фасадами и прекрасным оформлением. Он создал собственную интерпретацию стиля модерн, которую сочетал с оригинальным переложением мотивов готики и романской архитектуры, так что для его творчества были характерны явные реминисценции Средневековья.
Известный художник Николай Дубовской, родной дядя архитектора Валентина Дубовского, портреты племенника, как, впрочем, и любые другие портреты, никогда не писал: он работал в жанре пейзажа
Шестиэтажный дом Кальмеера на Поварской, возведенный в 1914 году, был решен в неоклассическом стиле. Симметричный фасад здания сочетает два масштаба декора: первые два этажа оформлены мощным рустом (имитацией грубо отесанного камня) с полуколоннами коринфского ордера, поддерживающими крупный антаблемент, которому соответствует «античный» скульптурный фриз над окнами шестого этажа. Муфтированные полуколонны в два этажа фланкируют собой входной портал с двух сторон. Также фасад оформлен четырьмя гранеными эркерами, тянущимися со второго по пятый этаж.
Шестиэтажный дом на Поварской,20 стал настоящим украшением улицы
Декором более мелкого масштаба оформлен карниз двухколонного портика-лоджии, увенчанный полукруглой нишей-раковиной на уровне шестого этажа. Такой же затейливый узор присутствует на его обрамлении полихромными керамическими панно, стилизующими мотивы гротесков итальянского Ренессанса. Два медальона на фасаде увековечивают дату постройки дома и инициалы его владельца. Безусловно, дом Кальмеера создает очень красивую архитектурную доминанту в своем районе.
Чтобы в деталях разглядеть затейливый фасад дома Кальмеера, лучше отойди подальше от здания
Во внутреннем убранстве дома, по замыслу самого хозяина, должны были сочетаться разные художественные стили, начиная от древнеегипетских и античных мотивов. Большие (более 200 кв. м) квартиры были богато декорированы расписными кессонированными потолками, лепниной, мраморными колоннами. Столь же пышно была оформлена и парадная. Эскизы для росписей потолков и стен были выполнены известным художником-декоратором Игнатием Нивинским, участвовавшим в создании интерьеров Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина), гостиницы «Метрополь», особняка Тарасова на Спиридоновке и других. В дальнейшем Нивинский прославился как театральный художник, работавший с Малым театром, театрами имени Вахтангова и «Эрмитаж», а также оформил траурный зал в Мавзолее Ленина.
Далеко не каждый, проходящий по Поварской, догадывается, как хитроумно выглядит внутренний дворик дома Кальмеера
К сожалению, жильцы дома на Поварской недолго наслаждались своими изысканно оформленными квартирами. В 1918 году дом Кальмеера, как и все частновладельческие дома, был национализирован, почти все обитатели дома были выселены, а большие квартиры превратились в коммуналки. Новые жильцы к удивительным интерьерам относились с небрежением: росписи закрашивались, лепнина сбивалась, — в результате такого обращения часть первоначальных интерьеров погибла безвозвратно, однако кое-что уцелело (интерьеры парадной и нескольких квартир) и было отреставрировано уже в новейшее время, когда дом был признан объектом культурного наследия.
В известной степени мечта Кальмеера о «Доме Искусств» сбылась: здание на Поварской известно как дом художника Бориса Мессерера, чья мастерская вот уже 40 с лишним лет располагается в мансарде дома. Мессерер — знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, создатель более 100 постановок в Большом театре, «Современнике», МХАТе, театре Сатиры и других. Интересно, что в Московском архитектурном институте он учился у Александра Дейнеки, который, в свою очередь, был учеником упомянутого выше Игнатия Нивинского.
Мастерская Мессерера стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной и культовым местом для советской творческой интеллигенции. Сюда любили захаживать Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Василий Аксёнов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, а также многие другие. В гостях у знаменитой пары бывали и мировые легенды: будь то Федерико Феллини или Тонино Гуэрра.
Мастерская театрального художника Бориса Мессерера стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной
Здесь же зародился замысел известного самиздатовского альманаха «Метрополь», изданного в 12 экземплярах в 1979 году. На его страницах, оформленных Мессерером и художником Давидом Боровским, появились не допускавшиеся к официальной печати произведения Ахмадулиной, Генриха Сапгира, Юрия Кублановского, Фазиля Искандера, Виктора Ерофеева, Джона Апдайка и др.
Кстати, Белла Ахатовна в своем творчестве не обошла стороной столь крепко связанный с ее жизнью дом и призналась ему в любви:
...День-деньской,
ночь напролет я влюблена была —
в кого? во что?
В тот дом на Поварской,
в пространство, что зовется мастерской
художника.
Другим известным жильцом дома на Поварской был актер и режиссер Александр Кайдановский, человек широчайшей эрудиции и разнообразных интересов. Особенно запомнившийся по своим ролям в фильмах «Сталкер» Арсения Тарковского и «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова Кайдановский прожил здесь последние 13 лет своей жизни. В 1983 году в комнате, находившейся тогда в коммунальной квартире, снимались кадры его режиссерского дебюта — кинокартины «Сад», основанного на рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Сад расходящихся тропок».
Именитый жилец дома на Поварской — актер и режиссер Александр Кайдановский, хорошо запомнившийся ролями в фильмах «Сталкер» и «Свой среди чужих, чужой среди своих»
В театральной жизни Москвы дом Кальмеера имеет особое выдающееся значение. В первой половине XX века в полуподвале здания размещались мастерские Театра имени Моссовета. Принципиально отказавшись от включения в свой репертуар классических произведений, театр работал только над новыми советскими пьесами, сосредоточивал все усилия на воплощении образа современного человека.
В 1987 году в том же полуподвале открылась организованная Анатолием Васильевым «Школа драматического искусства», которая впоследствии расширила свои площади за счёт нескольких квартир дома. Детище Васильева базировалось на концепции «лаборатория — школа — театр». В отличие от репертуарного театра, эта концепция сосредоточена на поисках и исследованиях, возможности постоянно экспериментировать. Театр Васильева находился здесь вплоть до его переезда в 2001 году в новое здание. На Поварской некоторое время продолжала работать одна из студий «Школы», пока в 2005 году театр не был реорганизован. На следующий год в его бывших помещениях разместилась театральный проект «Открытая сцена». В рамках него ведется разнообразная деятельность: выставки, перформансы, театрализованные читки, дискуссии по вопросам театрального искусства, подготовка книг по истории и теории театра и музыки и многое другое.
В полуподвале дома номер 20 по Поварской, где поочередно размещались мастерские Театра имени Моссовета и «Школа драматического искусства», теперь находит театральный проект «Открытая сцена»
Впрочем, не только своей театральностью и художественностью славится дом на Поварской. По слухам, одна из здешних квартир некогда принадлежала недавно умершему олигарху Борису Березовскому. Эта та самая квартира с полукруглым окном, которое архитекторы обычно называют «термальным». Здесь проживала старшая дочь олиграха, Лиза, которая полностью соответствовала духу дома — она избрала для себя карьеру художницы. Кстати, заглянувший к ней однажды на огонек приятель, художник Влад Монро (ныне тоже покойный), квартиры чуть не спалил. А «палить» было что: одни деревянные резные потолки чего стоили.
Одна из квартир в доме на Поварской некогда принадлежала Борис Березовскому
Сейчас в бывшем доме Кальмеера в своеобразные «шедевры» превратились абсолютно все квартиры. Их площади и планировки разнятся, но обладатель любой из них может быть бесконечно доволен. Чего только стоит
Андрей Кановка, корреспондент портала ГдеЭтотДом.РУ
Источник: ГдеЭтотДом.РУ