На российском рынке недвижимости набирает популярность новый формат арендного жилья, уже ставший востребованным в Европе, США и Азии. Это, так называемые, «микроливинги» (micro-living) - помещения, в которых минимальная площадь личного частного пространства сбалансирована увеличенными площадями общественных пространств. Специалисты NAI Becar проанализировали текущее состояние данного сегмента и перспективны его развития в России.
Основанием для появления микроливингов на рынке недвижимости в России послужил переход на цифровую модель экономики и появление значительного числа «цифровых кочевников». В основном это специалисты в возрасте 25 – 40 лет, работающие в IT-секторе, или представители творческих профессий. Они могут работать где угодно и откуда угодно, а значит, не привязаны к рабочему месту в офисе. Кроме того, многие из них имеют достаточно средств, чтобы купить жилье, но предпочитают арендовать квартиру или снять комнату в Москве, а также в любом другом городе и быть мобильными. Как ответ на их запросы и появился формат микроливингов.
Концепция данного арендного жилья возникла в 2013 году в США, где в настоящее время наблюдается основной прирост формата: в стране насчитывается 16 проектов - это порядка 60% от общего предложения, рассказали в NAI Becar. Всего в мире функционирует порядка 27 качественных микроливингов, в Европе расположены 6 из них, 16 в США, остальные - в Азии.
Активнее всего микроливинги развиваются в городах-миллионниках, а также там, где наблюдается тяжелая транспортная ситуация. Кроме того, данный формат может появляться там, где сосредоточены мощные производства, бизнес-инкубаторы и пр. Идеология сегмента заключается в балансе личных и общественных пространств в рамках единого комплекса. Личные пространства в подобных проектах минимальны по площади. Например, в подобном комплексе в Лондоне – OldOak– средняя площадь юнита составляет всего 11 кв.м. При этом в комплексах такого типа обустраивается большое количество общественных зон для работы, отдыха, комфортного времяпрепровождения, а также учреждений социально-бытового назначения.
Одним из основных преимуществ микроливингов является сравнительно низкая арендная ставка при высоком уровне комфорта. «Сокращение частного пространства до минимально необходимого формирует относительно невысокую арендную плату в расчете на один квадратный метр и юнит, соответственно, что делает его доступным для более широкой аудитории, - говорит руководитель проектов Becar Asset Management Group Екатерина Тейдер. – А простой и прозрачный процесс аренды в микроливинге (быстрое размещение, свободное прекращение аренды) гарантирует постояльцам мобильность, которая так ценится в современном мире».
Аналитики Becar Asset Management Group уверены, что на рынке недвижимости Москвы и других крупных городов России данный формат в скором будущем может стать весьма востребованным. По прогнозам экспертов, к 2020 году так называемые «цифровые кочевники», являющиеся основной целевой аудиторией микроливингов, будут составлять 50% мировой рабочей силы. Кроме того, микроколивинги набирают популярность и в корпоративной среде. Желая снять квартиру в Москве, международные компании и стартапы заинтересованы в высококачественном комфортном жилье для своих специалистов и целых проектных групп. Пространство микроливинга способствует совместной работе благодаря наличию различных общественных пространств, а также коворкинга в своем составе (около 80% микроливингов совмещены с коворкингом).
Источник: ГдеЭтотДом.РУ