В 2017 году число проектов, объединяющих в своем составе как квартиры, так и апартаменты, в столице выросло на 56% по сравнению с 2016 годом. По подсчетам Метриум Групп, общее количество мультиформатных комплексов составляет 25, а их доля в суммарном объеме предложения на рынке новостроек достигла 14%.
В минувшем году на рынке недвижимости Москвы стартовали продажи 23 новых комплексов апартаментов, причем девять из них (40%) – мультиформатные проекты, которые включают в свой состав квартиры и апартаменты. Между тем в 2016 году на рынок апартаментов вышло 26 новых комплексов, из которых только четыре относились к мультиформатным. Новые мультиформатные проекты 2017 года относятся преимущественно к массовому сегменту, среди них ЖК Ривер Парк, Level Амурская и ЖК Нормандия.
Всего по итогам 2017 года было представлено 25 мультиформатных комплексов, в которых можно купить и апартаменты, и квартиру в Москве, тогда как в 2016 году таких ЖК было 16. Таким образом, за прошедший год их число выросло на 56%. По данным Метриум Групп, в общей сложности в данных проектах экспонируется порядка 7 090 лотов, что составляет 14% от общего объема предложения московских новостроек всех типов. Реализуемый объем мультиформатных комплексов представлен в основном квартирами – 4 930 объектов (13% рынка квартир). Между тем апартаментов в мультиформатных проектах почти в два раза меньше – 2 160 лотов, или 20% рынка данного формата жилья.
Аналитики «Метриум Групп» отмечают, что в разрезе сегментов мультиформатные комплексы представлены примерно равными долями новостроек бизнес- и премиум-класса (по 7 проектов), а также массового сегмента (8 проектов). К элитному сегменту относятся только три проекта, объединяющих квартиры и апартаменты.
«Рост предложения мультиформатных проектов, их более интенсивный выход на рынок новостроек Москвы свидетельствует о продолжении девелоперами поисков антикризисной стратегии развития бизнеса, – комментирует генеральный директор Метриум Групп, участник партнерской сети CBRE Наталья Круглова. – В условиях многократного превышения предложения над спросом залог успеха – это максимальное расширение линейки продукта, что позволяет охватить самые разные группы потенциальных покупателей. Вместе с тем, сокращение маржинальности бизнеса, вызванное мощной конкуренцией и размыванием спроса, подталкивает девелоперов к максимально эффективному использованию площадок, что выражается в повышении плотности их застройки. Данные факторы и обуславливают распространение на рынке мультиформатных комплексов. При этом застройщики сохраняют высокий качественный уровень таких проектов, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе классическому формату жилья».
Средняя стоимость квадратного метра в квартирах и апартаментах мультиформатных проектов заметно различается, отмечают аналитики. Квадратный метр в квартирах таких проектов в среднем обойдется в 236 тыс. рублей, а в апартаментах – 212 тыс. рублей. Таким образом, классический формат жилья примерно на 11,3% дороже, чем формально нежилые помещения.
Источник: ГдеЭтотДом.РУ