В Москве каждый пятый лот, экспонируемый на первичном рынке, - это апартаменты. В Питере на их долю приходится лишь 10% экспозиции. При этом в обоих столицах зафиксировано снижение спроса на данный формат недвижимости. С чем связаны данные тренды и есть ли перспективы развития сегмента? На этот вопрос редакции ГдеЭтотДом.РУ ответили специалисты Аналитического центра компании М2Маркет. Эксперты представили сравнительный обзор рынка апартаментов в Москве и Санкт-Петербурге.
На рынке недвижимости Москвы в настоящий момент продается около 2,5 млн. кв. м квартир и 0,7 млн. кв. м. апартаментов. В лотах – 35,5 тыс. и 9,5 тыс. соответственно.
Для сравнения – в Питере реализуются около 2,6 млн. кв. м квартир и 0,3 млн. кв. м апартаментов. При этом на долю квартир в Петербурге приходится «львиная» доля предложения, а вот на долю апартаментом лишь 10%. В Москве этот показатель вдвое выше. По подсчетам аналитиков М2Маркет, примерно 20% лотов на рынке первичного жилья составляют апартаменты. Эксперты объясняют данный тренд тем, что на рынке новостроек Санкт-Петербурга немало крупных массовых проектов с доступными центрами в черте города.
Что сегодня предпочитает покупатель и почему?
И в Москве, и на рынке недвижимости Санкт-Петербурга за последние 3 года наблюдается тренд снижения спроса на апартаменты – при стабильной доле предложения на рынке доля продаж уменьшилась на 2-4 п.п.
Причин несколько:
• до 2015 в черте Москвы не было доступных проектов, сейчас же усиливается тренд по освоению крупных промзон с более дешевыми квартирами;
• пик интереса пришелся на середину 2010-х – множество проектов от крупных компаний (MR Group, Пионер, Level Group и тд), поскольку апартаменты были новым и более доступным по стоимости форматом жилья;
• высокие расходы на содержание (налоги, коммунальные платежи);
• практически полное отсутствие прецедентов перевода из статуса нежилого помещения в жилое.
Как следствие, среднестатистический покупатель предпочтет традиционный формат, например, решит купить квартиру в Москве: больше выбор, меньше рисков, возможность постоянной регистрации.
Динамика продаж
В Санкт-Петербурге активное развитие получил формат сервисных апартаментов – в 2018-2019г. Так в успешном проекте продавалось около 600 кв. м. в месяц. В формате «для жизни» этот показатель достигал отметки в 2 тыс. кв. м (в крупных проектах). Также есть и «смешанные» форматы, в которых можно приобрести лот как для сдачи в аренду, так и для собственного проживания – зачастую такие проекты продаются с хорошей динамикой (Valo, Like – по 1-1,5 тыс. кв. м в месяц).
На рынке новостроек Москвы можно выделить лишь отдельные успешные локальные проекты – это либо совсем бюджетное предложение (как первое жилье), либо проекты с удачной локацией и концепцией (более высокий сегмент).
Покупатели апартаментов высоких классов (бизнес, премиум, элит) в меньшей степени зависимы от негативных рыночных факторов, поэтому спрос на такие лоты стабилен, особенно на фоне снижения спроса в масс-маркете.
Самые востребованные комплексы апартаментов бизнес-класса
Самые продаваемые апарт-проекты Москвы бизнес-класса в 2019 году – ВТБ Арена парк (продается 1 тыс. кв. м ежемесячно), Серебряный фонтан (800 кв. м) и Play (700 кв. м).
Для сравнения в Питере самым продаваемым апарт-проектом бизнес-класса в 2019 является Ye’s Marata на Социалистической (продается 0,5 тыс. кв. м ежемесячно) – апарт-отель от компании Пионер в Центральном районе города.
«Если говорить о перспективах развития формата апартаментов в двух столицах и регионах, то продолжается тренд на строительство точечных апарт-проектов в центре Москвы в дорогом сегменте (в том числе, реставрация существующих зданий). 24 из 28 стартовавших апарт-проектов Москвы в 2018г относятся к высокому классу, 15 из них расположены в ЦАО, - говорит директор по развитию, партнер М2Маркет Роман Строилов. - Возможно расширение сети сервисных апарт-отелей в Москве как инвест-инструмента. Такой продукт характерен для городов-миллионников, в остальных же случаях является малоперспективным. Доходы местного населения ниже, что является ограничением для инвестирования в новый продукт или формат проживания в помещении без возможности постоянной регистрации и соответствующих преимуществ пользования социальной инфраструктурой».
Источник: ГдеЭтотДом.РУ