
В каждом округе Москвы можно найти 100 — 500 тыс. кв. м для строительства торговых и многофункциональных центров. Однако есть причины, по которым их строительство является для Москвы невыгодным. И это дает импульс к развитию формата street-retail. В абсолютных цифрах совокупная площадь помещений street-retail почти вдвое превышает совокупную площадь всех торговых центров в Москве. В области же наоборот дефицита торговых центров не наблюдается, зато совершенно не развит street-retail.
В каждом округе Москвы можно найти 100 — 500 тыс. кв. м для строительства торговых и многофункциональных центров. Однако есть причины, по которым их строительство является для Москвы невыгодным. И это дает импульс к развитию формата street-retail. В абсолютных цифрах совокупная площадь помещений street-retail почти вдвое превышает совокупную площадь всех торговых центров в Москве. В области же наоборот дефицита торговых центров не наблюдается, зато совершенно не развит street-retail.
«Такая ситуация прежде всего связана с вопросами московской градостроительной политики, с существующими в Москве ограничениями по высоте и площади возводимых зданий, — говорит Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate. — Как правило, ни один застройщик в Москве не располагает достаточным количеством земли для постройки крупного торгового центра, который может окупиться в короткие сроки, в отличие от жилого дома. В московской области наоборот — нет дефицита земельных участков, а градостроительные ограничения не настолько жестки».
Второй фактор — это рентабельность. Отдавая первые этажи в новостройке под street-retail, застройщики ожидают хорошую окупаемость за счет высокого людского трафика: практически каждая улица в Москве является дорогой к остановке общественного транспорта; соответственно, поток покупателей всегда стабилен. При высокой плотности застройки в Москве торговое помещение небольшой площади на первом этаже жилого дома окупается за
В Московской области ситуация с востребованностью формата street-retail противоположна Москве. Здесь они практически не окупаются. Плохая окупаемость в области связана с тем, что плотность населения Подмосковья значительно меньше, чем в Москве, и людской трафик организован иначе. Если в Москве арендная ставка за кв. м торгового помещения на первом этаже жилого дома на
Третий фактор — транспортная доступность. Если для формата street-retail это неважно, то для торговых центров это едва ли не ключевой момент. Основным фактором для застройщика и инвестора становится не цена земли — она в области значительно ниже, а транспортная доступность. Для крупноформатного торгового центра более 100 тыс. кв. м, расположенного близко к Москве, при расчете потока покупателей закладывается
Данная ситуация в Москве и Подмосковье на сегодняшний день является устойчивым трендом. «Но параллельно с этим намечается и другой тренд, — говорит Сергей Креков. — Московская область сейчас активно застраивается многоэтажными жилыми комплексами, жители которых, надо полагать, будут заинтересованы в шаговой доступности элементов торговой инфраструктуры. И как только застройщики почувствуют эту тенденцию, street-retail тут же придет в область. Арендные ставки в области уже растут и приближаются к московским».
Источник: УК Clever Estate