Синергия транспортного коллапса в Москве

Синергия транспортного коллапса в Москве

Как развивалась Москва? Как автомобильный или железнодорожный город? Конечно, второе. Практически в течении всего ХХ века акцент в транспортном развитии города ставился именно на железнодорожном транспорте. Не будем разбираться в причинах, всем понятно, что в советский период перспектива появления гигантского количества личного автотранспорта никем всерьез не рассматривалась. Как результат, 9 вокзалов в центральной части города, кольцевая железная дорога на границе спальной застройки, куча вспомогательных линий и ... мизерное количество переездов: мостов, тоннелей, путепроводов и т.д., то есть возможностей свободно перемещаться в городском пространстве.

Как развивалась Москва? Как автомобильный или железнодорожный город? Конечно, второе. Практически в течении всего ХХ века акцент в транспортном развитии города ставился именно на железнодорожном транспорте. Не будем разбираться в причинах, всем понятно, что в советский период перспектива появления гигантского количества личного автотранспорта никем всерьез не рассматривалась. Как результат, 9 вокзалов в центральной части города, кольцевая железная дорога на границе спальной застройки, куча вспомогательных линий и ... мизерное количество переездов: мостов, тоннелей, путепроводов и т.д., то есть возможностей свободно перемещаться в городском пространстве.

В рамках данного мини-исследования обратим внимание на современную железнодорожную сеть и то влияние, которое она оказывает на транспортную обстановку в городе.

Первая часть работы посвящена северной части Москвы, а именно, сектору от Волоколамского шоссе на западе до Лосиноостровского заповедника на востоке. По данному участку проходят Савеловское, Рижское, Ленинградское, Ярославское направления и часть Малого кольца МЖД. Нехитрое сопоставление фактов (все данные получены из открытых источников Яндекс и Google, за что им спасибо) позволит нам выявить ряд закономерностей и разобраться в конкретных причинах тяжелой транспортной ситуации.

Количество безопасных переездов (мостов, туннелей, путепроводов) через линии железных дорог на севере Москвы:

Направление

Кол-во переездов, включая МКАД и ТТК (если они пересекаются)

Длина ж/д линии

Кол-во переездов на 1 км ж/д линии

Савеловское

5

14

0,35

Рижское

12*

19

0,47

Ленинградское

8

17

0,47

Ярославское

4

13

0,3

МК МЖД

12

15

0,8

Всего

41

78

0,52

* 3 проезда являются тупиковыми и не несут транзитной нагрузки (пер. Добролюбова, ул. Складочная, туп. Сходненский)

Получается, что в среднем на 1 км железной дороги в Москве приходится 0,52 переезда, причем эти данные учитывают путепроводы крупнейших автомагистралей: МКАД и ТТК. Также следует учитывать, что это усредненные данные, тогда как значительная часть переездов может быть сосредоточена в одном районе, оставляя значительные территории изолированными.

Наиболее протяженные отрезки ж/д без переездов на севере Москвы:

(Для увеличения нажмите на изображение)

Направление

Длина, км

Описание

Савеловское

7

От Сигнального до Лианозовского проезда — в результате отсутствует прямое сообщение между районами Алтуфьевского и Дмитровского шоссе (густо населенные спальные районы), что провоцирует повышенную загруженность вышеуказанных переездов и вынуждает местный транзит использовать МКАД, в свою очередь, перегружая его.

Ярославское

5,5

От Северяниского путепровода до МКАД — в результате — полная изоляция района Ярославский, выезд из которого осуществляется только по Ярославскому шоссе. Существующее положение дел значительно повышает нагрузку на две крупные развязки Ярославского шоссе: Северянинскую эстакаду и пересечение с МКАД.

Рижская

5

От ул. Тимирязьевская до Ленинградского шоссе — в результате не существует прямой дороги в центр из Коптево и Головинского района, что создает дополнительную нагрузку на Ленинградское и Дмитровское шоссе.

Ленинградское

6,5

От ул. Большая Академическая до Библиотечного проезда — в результате изолированы друг от друга Западное Дегунино, Бескудниково и Дмитровский районы с одной стороны, а с другой, Ховрино, Коптево и Головинский район, что приводит к повышенной нагрузке на МКАД и основные магистрали районов — Большую Академическую улицу и Дмитровское шоссе.

Савеловское — Рижское

6

Дмитровско-Савеловско-Шереметьевский узел — территория севернее ТТК, ограниченная Бутырской улицей на западе, Шереметьевской на востоке и Руставели на севере, а также 3 ж/д линиями, которые невозможно пересечь, что направляет транзитные транспортные потоки центр-область и область-центр, запад-восток и наоборот на ТТК и улицы Бутырскую, Шереметьевскую и Руставели.

Рижское и малое кольцо МЖД

5,5

Покровско-Стрешневская проблема. На отрезке от Ленинградского шоссе до канала им. Москвы пересечь Рижскую линию можно лишь один раз по Волоколамскому шоссе. Во-первых, железная дорога изолирует район Светлого проезда, добраться куда можно лишь через переезд (прямо по путям) технической ветки МК МЖД. Во-вторых, изолируется районы Покровско-Стрешнево и Щукино, что приводит к дополнительной нагрузке на Волоколамское шоссе. В-третьих, перегружен единственный проезд, соединяющий Ленинградское и Волоколамское шоссе — ул. Константина Царева.

Ленинградское

4,5

Петровско-Разумовский узел — место пересечения Ленинградской и Савеловской линий ж/д, отсутствие возможности пересечения линии в данном месте значительно загружает функционирующие переезды: Сигнальный проезд и ул. Руставели, а заодно и Дмитровское шоссе и ул.Яблочкова, которые используются для объезда линии.

Ленинградское

3,6

Отрезок Октябрьской ж/д не имеет переездов на отрезке от Шереметьевской улицы до ул. Комдива Орлова, что в свою очередь направляет транспортные потоки в данные коридоры и создает дополнительную нагрузку на итак загруженные проезды (те же Сигнальный и Огородные проезды и ул. Руставели и Ботаническая)

Резюме:

Железнодорожные линии и незначительное количество возможностей их пересечь являются одной из основных причин плачевной транспортной обстановки на севере Москвы. Они изолируют районы, направляя транспортные потоки в немногочисленные и перегруженные коридоры. Зачастую исключая возможность прямого сообщения между соседними районами, отсутствие переездов вытесняет местный транзит на МКАД и ТТК, нивелируя тем самым результаты программы строительства крупных кольцевых транспортных магистралей. Необходимо подчеркнуть, что каждый из проблемных участков оказывает влияние на соседний и так далее. Пользуясь модной в настоящее время терминологией, можно назвать существующее положение дел «синергией транспортного коллапса».

Дефицит транспортных артерий между соседними районами ставит перед населением непростой выбор: идти около 30 минут по заброшенным промзонам, перелезая через железнодорожные линии, отстаивать пробки в личном или наземном общественном транспорте, либо ехать через центр на метро. Создается впечатление, что сеть дорог в Москве строили и развивали не по принципу, как удобнее и быстрее доехать, а как надежнее заблокировать в случае необходимости.

Также возникает логичный вопрос: не проще и дешевле построить несколько десятков небольших мостов, туннелей, чем вкладывать огромные средства в масштабные проекты, результаты которых неочевидны?

Иван Лясников, специально для ГдеЭтотДом.РУ

Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей рынка недвижимости
Подписаться

Выбираете новостройку?

Воспользуйтесь нашим онлайн-поиском, чтобы найти лучший вариант

Подобрать недвижимость

Другие материалы

Спецпредложения от застройщиков в октябре

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности