
Несмотря на все усилия столичных девелоперов, в Москве так и не получилось полноценного формата офисной недвижимости для фрилансеров и небольших компаний. В результате эти игроки вынуждены снимать для работы обычные квартиры. По последним оценкам, такие арендаторы занимают до 5% рынка.
Несмотря на все усилия столичных девелоперов, в Москве так и не получилось полноценного формата офисной недвижимости для фрилансеров и небольших компаний. В результате эти игроки вынуждены снимать для работы обычные квартиры. По последним оценкам, такие арендаторы занимают до 5% рынка.
С каждым годом все большее число отраслей отдается в крупных компаниях на аутсорсинг: техническая поддержка, дизайн, пиар, реклама и т.д. Часть этих специалистов абсолютно не нуждается в большой команде, а зачастую работает в одиночку. Поначалу они могут выполнять заказы просто в домашних условиях, но постепенно объем работы не позволяет этого делать, и существенная часть специалистов задумывается о поиске собственного офиса. Если у них уже сложилась собственная команда, до недавнего времени работавшая по системе «домашний офис», то они могут просто договориться и снять помещение. Все становится сложнее, если людей всего несколько или хуже того — человек один. Традиционно московские владельцы офисной недвижимости в лучшем случае предлагают нарезку — 50 кв. м на одного арендатора, это если повезет. Однако для одного и даже двух-трех специалистов такой офис — непозволительная роскошь.
Одной из возможных альтернатив долгие годы участники рынка называли так называемый формат ко-воркинга, когда сразу несколько специалистов делят рабочее пространство, по сути арендуя стол, стул и возможность пользоваться кулером. Получается, что за 10 тыс. рублей в месяц специалист получает всего
Много это или мало? По данным все той же «Инком-Недвижимость», общий объем предложения арендного жилья в столице на середину января составляет 34 тыс. объектов, то есть примерно 1,5 тыс. квартир в Москве сдается для работы. С учетом примерной площади таких квартир в 40 кв. м, получается, что по самым минимальным подсчетам объем такого рынка составляет 60 тыс. кв. м, или 7 млрд рублей в год. По сути это и есть тот самый остаток, который не задействован арендодателями офисной недвижимости. Можно еще учесть и такой момент, что оценки компании «Инком» арендного рынка довольно условны. Общий объем москвичей, переехавших в столицу из других регионов или сопредельных государств, оценивается по самым минимальным оценкам в 5 млн человек. Если поделить этот показатель на два, то получится 2,5 млн потенциальных запросов на аренду жилья — с учетом всех погрешностей это и есть тот самый объем арендного рынка жилья. Если экстраполировать этот объем на заветные 5% «рабочих» арендаторов, то получится 75 тыс. квартир, или 3 млн кв. м жилья — сумасшедшая цифра.
При этом получается, что 3 млн кв. м жилья может использоваться с точки зрения закона не по назначению. «По закону, квартира, сдающаяся в наем физическим лицам, может быть использована только для проживания, поэтому аренда жилья для работы является не вполне правомерной. Однако такое на практике все же случается. Хозяева соглашаются на такие риски только в том случае, если поток посетителей небольшой и не мешает соседям, а также нет лишнего шума, грязи и т.д.», — говорит руководитель управления аренды квартир компании «Инком-Недвижимость» Галина Киселева. В действительности, никто не обращает внимания на такие нюансы — аренда жилой недвижимости в Москве традиционно является теневым рынком, и никто его по-хорошему не контролирует. С одной стороны это хорошо — слишком сильна еще в обществе ксенофобия к новым москвичам, а с другой из-за нерасторопности девелоперов офисной недвижимости целых 3 млн кв. м жилья оказались по сути изъяты из активного оборота и используются не по назначению. Остается только радоваться тому, что офис небольшой дизайнерской компании — это все-таки не ресторан, и даже располагаясь в жилом доме, такой офис вряд ли причинит кому-то большие неудобства.
Алексей Лоссан для ГдеЭтотДом.РУ