
Проблема недоверия россиян к риэлторам на протяжении многих лет регулярно подтверждается данными опросов общественного мнения. Несмотря на то, что за годы существования этой профессии в России многое изменилось в лучшую сторону, люди все еще боятся обращаться к агентам по недвижимости, считают их лишним звеном в цепочке и откровенно не понимают, за что они берут комиссионные. Такой проблемы нет ни в США, ни в странах Западной Европы.
Проблема недоверия россиян к риэлторам на протяжении многих лет регулярно подтверждается данными опросов общественного мнения. Несмотря на то, что за годы существования этой профессии в России многое изменилось в лучшую сторону, люди все еще боятся обращаться к агентам по недвижимости, считают их лишним звеном в цепочке и откровенно не понимают, за что они берут комиссионные. Такой проблемы нет ни в США, ни в странах Западной Европы. Там услугами риэлторов пользуются 90% населения, у нас, по приблизительным оценкам, всего лишь 20%. Однако, по привычке оглядываясь «а как у них», мы зачастую недооцениваем свой собственный опыт и достижения. Чем русский риэлтор выгодно отличается от американского, рассказали эксперты НП «Корпорация риэлторов «Мегаполис-Сервис».
Рынку недвижимости США немногим более 200 лет, российский лишь перешагнул двадцатилетний рубеж. За это небольшое по историческим меркам время наш рынок обрел свои черты и особенности, за это же время ему предстояло «нагнать и перегнать Америку!». Задача, прямо скажем, не из легких. Тем не менее, нам есть чем гордиться, и есть чему поучить западных коллег. Профессия риэлтора, стихийно возникшая на обломках страны советов, и до сих пор не имеющая легитимного статуса, постепенно становится престижной и доходной. Даже сухая статистика подтверждает необходимость и нехватку подобных специалистов в нашей стране: только в Москве количество риэлторов на 1000 жителей примерно в три раза меньше, чем в Америке. Имеет ли смысл говорить о регионах, где население отличается низкой мобильностью, и доходность недвижимости невысока? В ближайшей перспективе рынку потребуется в
В США агент решает вопрос, исключительно связанный с недвижимостью. «Американские брокеры глубоко не вникают в юридические, налоговые и финансовые тонкости, — рассказывает Александр Целыковский, генеральный директор „CENTURY 21 Мегаполис — Сервис г. Электросталь“. — Все, что связано с обеспечением и проведением сделки, отдается на аутсорсинг. Риэлтор занимается тем, чем и должен, на мой взгляд, заниматься риэлтор — продавцу подыскивает покупателя на наиболее выгодных условиях, покупателю — подбирает нужный вариант». Однако, в результате, клиенты тратят больше времени и средств: каждую консультацию (если в ней есть необходимость) приходится оплачивать дополнительно. «Что касается технологий осуществления сделок, американцы нам в подметки не годятся, — считает Александр Целыковский. — Они работают только с юридически и физически „чистыми“ объектами». В России же более половины сделок, так называемые «альтернативные» — с последующей покупкой или продажей. Эти запутанные многозвеньевые цепочки возникают на почве незрелости рынка недвижимости, дорогой ипотеки и бюрократии. «Мы вынужденно продвинутые в этих вопросах, — говорит Целыковский. — Нам приходится изощряться и придумывать каждый раз что-то новое, чтобы в таких сложных условиях клиент чувствовал себя максимально комфортно. Трудностей добавляет и отсутствие закона, регулирующего деятельность риэлторов». Все, что имеют отечественные агентства недвижимости: обучение сотрудников, тренинги, обмен опытом с западными коллегами, кодексы профессиональной этики — результат их собственных наработок. Способствуют развитию риэлторства в России муниципальные гильдии, различные некоммерческие партнерства. Но это встречается редко, особенно на периферии, и считается исключением из правил. «В основном, наши риэлторы живут сегодняшним днем, и это не радует», — комментирует Александр Целыковский.
Несмотря на более благоприятные условия работы, для американца считается удачей закрыть 1 сделку за 2 месяца, русские брокеры за это же время оформляют минимум
Еще одно существенное отличие в пользу русских агентств недвижимости — это синергия с застройщиками и банками, которая систематизирует развитие риэлторского бизнеса в России. Подтверждение тому — стартовавшая в прошлом году программа ПИ- Квик- одобрение ипотечного кредита сразу в нескольких ведущих банках страны. Доступ к ней имеют исключительно риэлторы или агентства. В Америке ипотечным брокериджем занимаются отдельные организации, финансовые инструменты используются мало. Например, они не выводят недвижимость из залога, как это делают наши компании.
При всем уважении к российским агентам по недвижимости специалисты Корпорации не отрицают, что отечественный рынок по-прежнему во многом уступает западному: в технологиях, законодательной базе, развитию ипотеки и т.д. Нам есть к чему стремиться. И первая цель — это создание мультилистинга (МЛС) — информационно-правовой системы взаимодействия всех участников на рынке недвижимости: продавца, покупателя, посредника. От МЛС выигрывают покупатели, которые защищены от оплаты двойных комиссионных и завышенных цен. Что касается собственников: соглашение о разделе комиссионных, действующее в этой системе, стимулирует всех брокеров к тому, чтобы обслужить продавца, даже не имея с ним эксклюзивного договора. Трудно переоценить экономический эффект, получаемый в результате. «МЛС — краеугольный камень в различии между нашим рынком и американским, — считает Сергей Власенко, президент Некоммерческого партнерства «КР „Мегаполис-Сервис“. — У них эта система появилась еще 40 лет назад. Мы к этому за 20 лет пока не пришли, риэлторам порой трудно договориться о разделе комиссии не только на рынке, но и внутри компании. Наша Корпорация одна из немногих, кто активно работает над созданием МЛС в рамках Партнерства».
Вторая цель — легализовать статус и профессию риэлтора. «В Америке есть такое понятие как „вход в профессию“, — рассказывает Сергей Власенко. — Нужно пройти обучение, сдать экзамены, получить лицензию. Мы же пока своих агентов обучаем сами, и все еще ждем закон о риэлторской деятельности. Хотя некое видение решения проблемы уже есть: будущее риэлторства в России — это саморегулируемые организации, которые разрабатывают собственные стандарты практики. Эти стандарты должны соблюдать все участники СРО. Государство, в свою очередь, должно жестко прописать, что нельзя заниматься риэлторской деятельностью, не являясь членом СРО. И тогда исчезнут частные маклеры, рынок недвижимости станет более цивилизованным. Пока в России насчитывается около 10 таких объединений, но они не включают даже 1% риэлторов».