Люди экономят на ремонте и ждут кризис

В 2011 году российский рынок товаров для дома и строительства снизил темпы роста: он увеличился до 770 млрд рублей, показав рост всего на 20,3% против 28-процентного прироста в 2010 году, подсчитала компания Infoline.

В 2011 году российский рынок товаров для дома и строительства снизил темпы роста: он увеличился до 770 млрд рублей, показав рост всего на 20,3% против 28-процентного прироста в 2010 году, подсчитала компания Infoline.

Если не считать кризисный 2009 год, прошлогодние темпы роста рынка самые низкие за последние шесть лет: в 2010 рынок вырос на 28%, в 2006-2008 годах — на 25-27% в год, в 2009-м — упал на 12%. Многие отказались от ремонта в первом квартале 2012, что отразилось на продажах конца 2011 года, считает гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он связывает падение спроса на товары для дома и ремонта с негативными ожиданиями потребителей в отношении экономической ситуации. "Риски наступления рецессии в России в случае снижения цен на нефть и стабилизация объемов ввода жилья в 2012 году приведут к снижению темпов роста рынка DIY в сопоставимых ценах",— предполагает эксперт. По его расчетам, в 2012 году рынок вырастет всего на 16-17%, причем увеличение произойдет преимущественно за счет роста цен.

"Мы не заметили снижения спроса. Например, люди с низким достатком во второй половине 2011 года стали тратить больше«,— удивлен выводам Infoline гендиректор сети «Метрика» Алексей Иовлев. Такие покупатели позволяли себе небольшие траты — меняли люстру, переклеивали обои, говорит он. Член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич считает, что рынок все еще чувствует последствия кризиса 2008-2009 годов, когда снизились темпы строительства жилья.

По подсчетам Infoline, в 2011 году 40 крупнейших ритейлеров DIY-рынка увеличили свои торговые площади на 296,7 тыс. кв. м, до 2,2 млн кв. м (в 2010 году — на 203,4 тыс. кв. м). Среди крупнейших ритейлеров торговые площади активно наращивали российские «Метрика» (на 46%, до 124,8 тыс. кв. м) и «Трест СКМ» (на 28,8%, до 94,9 тыс. кв. м), а также французская сеть Castorama (на 24,9%, до 152,3 тыс. кв. м).

Но продажи росли быстрее у международных операторов: Castorama нарастила выручку на 35%, Leroy Merlin — на 29,7%, OBI — на 22% (см. таблицу). Иностранные ритейлеры могут позволить себе развивать более капиталоемкий формат гипермаркета, в то время как российские операторы в последнее время инвестируют в строительство супермаркетов и мелкооптовых строительных баз, которые не дают высоких показателей продаж с 1 кв. м, объясняет Михаил Бурмистров. Выручка с 1 кв. м в год в гипермаркете варьируется от 2 до 10 тыс. долларов, в супермаркете — от 2 до 4 тыс. долларов, строительные базы наторговывают на 1,5-3 тыс. долларов с 1 кв. м год, говорит господин Бурмистров. В среднем открытие гипермаркета площадью 10 тыс. кв. м обходится в 30 млн долларов, запуск супермаркета или строительной базы общей площадью 1-5 тыс. кв. м — всего в 1-4 млн долларов.

В ближайшие годы на DIY-рынке крупных городов продолжат доминировать западные игроки, а российским сетям для подержания темпов роста нужно активнее развиваться в городах с населением до 1 млн человек, считает исполнительный директор СТД «Петрович» Виктор Адамов.

Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей рынка недвижимости
Подписаться

Выбираете новостройку?

Воспользуйтесь нашим онлайн-поиском, чтобы найти лучший вариант

Подобрать недвижимость

Другие материалы

Спецпредложения от застройщиков в июне

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности