И вот что я скажу по поводу грядущей налоговой реформы. Во-первых, не только в 2010-м, но и в 2011-м, а тем более – в 2012-м году (под президентские выборы) никто нам никакие новые налоги не введет. Путин ведь очень умно сформулировал: «к 2010 году создать условия». А от «условий» до закона – как до Луны.
В братской Украине сейчас кипят страсти по поводу налога на жилую недвижимость: Тимошенко настаивает, что закон нужен, Рада даже не хочет его обсуждать. У нас все проще: Путин сказал, что «в 2010 году в России будут созданы условия для введения единого налога на недвижимость» - и федеральные чиновники теперь ломают голову над тем, как эти условия создать. И вот что я по этому поводу думаю.
Я, например, вообще не знаю, какой налог плачу за свою квартиру. Вот даже ни малейшего представления не имею. Ну ладно, я, допустим, вообще разгильдяй, но вот есть у меня друг Санька, он, во-первых, педант в денежных делах, во-вторых, экономист, в-третьих, у него большая квартира в двух шагах от Пушки – не чета моей, уж он-то должен хоть как-то представлять себе размер этого налога! Ничего подобного! «Знаешь, старик, этот налог совсем неразличим на фоне квартплаты», - вот что он мне ответил.
Что касается ставок, тут все просто, любой может прочитать на сайте ФНС, в разделе «налог на имущество физических лиц». Если инвентаризационная (то есть бэтэишная) стоимость квартиры или дома до 300 тыс. рублей – платим до 0,1% в год. До 500 тыс. – вилка 0,1—0,3%. Больше 500 тыс. – от 0,3 до 2%. Какой именно будет процент в пределах этой вилки – решают местные власти. Удивляет особый цинизм самого этого расклада. Если, значит, квартира оценена в 300 тыс., то максимум, что может государство поиметь, -- 300 рублей в год. А если ее инвентаризационная стоимость всего на 200 тыс. и 1 рубль больше - теоретически можно начислить 10 тыс. рублей.
Но это именно что теоретически. На самом деле и квартиры оценены сейчас по минимуму, и налоги начисляются по нижней ставке. С введением единого налога на недвижимость ставки серьезно изменять не предполагается – большинство чиновников и законодателей говорят о 0,5—2%, что соответствует налоговому законодательству большинства европейских стран. Но дело не в ставках, а в том, что новый налог должен начисляться исходя из рыночной стоимости жилья. А вот это уже совсем другой финансовый уровень.
Возьмем самую обычную московскую квартиру, какую-нибудь панельную «двушку» на окраине. Даже сейчас, во время кризиса, ее рыночная стоимость – никак не меньше 5 млн рублей. То есть по минимальной ставке выходит – 25 тыс. рублей в год. Это мыслимо? И дело даже не в сумме как таковой, а в том, что было – «неразличимо», станет – очень даже ощутимо…
Но ведь главная задача налоговой реформы – не в том, чтобы содрать побольше с малоимущих, а в том, чтобы справедливо обложить богатых и сверхбогатых. Так, по крайней мере, утверждают власти. И вот тут начинаются нюансы.
Любой непредвзятый человек, даже и не специалист в недвижимости, пройдя по Жуковке, сразу определит, какой дом стоит никак не меньше 1 млн долларов. Скорее, конечно, больше, и значительно. Но ведь не будут же при составлении кадастра оценивать каждый конкретный дом. Скорее, введут систему коэффициентов: Одинцовский район – умножаем на столько-то, кирпичный дом – снова умножаем. А мало ли в том же Одинцовском районе, да и прямо на Рублево-Успенском шоссе, кирпичных домов, оставшихся еще с колхозных времен? А по каким формальным признакам отличить виллу от такого вот колхозного дома? Ну, допустим, введем коэффициент на год постройки – а мало ли люди понастроили в последние годы совсем даже не дорогих кирпичных домов? А супердорогих деревянных? Вот как, скажите, мы законодательно установим разницу между домом из оцилиндрованного бревна и обычным срубом? А по рыночной стоимости разница может быть в десятки раз – даже если они находятся в одном месте.
Когда речь идет о типовом жилье ценой в несколько миллионов рублей, его рыночная стоимость совершенно очевидна, а когда об индивидуальном стоимостью в несколько миллионов долларов – оспорить оценку проще простого.
И вот что я скажу по поводу грядущей налоговой реформы. Во-первых, не только в 2010-м, но и в 2011-м, а тем более – в 2012-м году (под президентские выборы) никто нам никакие новые налоги не введет. Путин ведь очень умно сформулировал: «к 2010 году создать условия». А от «условий» до закона – как до Луны. Во-вторых, нереальные ставки тоже в результате не установят. Ну, одну-две тысячи рублей в год за «панельку» - как бы еще одну «тринадцатую» квартплату. Соответственно, и по настоящей рыночной стоимости оценивать недвижимость не будут. А если так – то и рублевские особняки оценят более чем щадящее. Так что владельцам «панелек» бояться налога на жилье особенно не стоит, но и не надо рассчитывать, что буржуев таким образом раскулачат.
А как же в Европе? Дело в том, что в Европе малообеспеченные люди не могут быть владельцами недешевого жилья. Это только у нас такой казус случился, в результате приватизации. Ну, и еще в братских республиках. Украинцы, например, молодцы, они этот расклад очень хорошо понимают.
Андрей Воскресенский, Издательский Дом «Коммерсант»
Источник: ГдеЭтотДом.РУ