Мэр Махачкалы (столица Дагестана) Саид Амиров заявил, что утвержден проект курорта международного уровня «Лазурный берег» на берегу Каспия. Инвестиции составят 150 млрд рублей (более 5 млрд долларов), строительство начнется в следующем году. Проект «Лазурный берег» предполагает возведение крупной жилой и коммерческой составляющей, а также развитие курортной инфраструктуры. Мэр Махачкалы Саид Амиров – настоящий тяжеловес республиканского масштаба. И если он вешает лапшу на уши федеральной прессе, то имеет для этого веские основания.
Мэр Махачкалы (столица Дагестана) Саид Амиров заявил, что утвержден проект курорта международного уровня «Лазурный берег» на берегу Каспия. Инвестиции составят 150 млрд рублей (более 5 млрд долларов), строительство начнется в следующем году. Проект «Лазурный берег» предполагает возведение крупной жилой и коммерческой составляющей, а также развитие курортной инфраструктуры. Жилые комплексы общей площадью 2 млн кв. метров будут рассчитаны на население свыше 75 тысяч жителей. Курортная зона будет включать 15 современных высотных отелей с числом отдыхающих более 17 тысяч. И вот что я об этом думаю.
Все вышеприведенные данные я почерпнул из релиза, который мне прислала на прошлой неделе пресс-служба махачкалинской мэрии. Кстати, никогда прежде никаких писем из махачкалинской мэрии я не получал, из чего делаю вывод, что эти ребята разослали свое сообщение всем известным им журналистам, пишущим о недвижимости. И надо сказать, некоторые издания на голубом глазу опубликовали сообщение о новой грандиозной прикаспийской стройке.
Ассоциативный ряд – вещь непредсказуемая. Я вот, когда все это прочитал, сразу вспомнил Канны. Аллею Платанов, бульвар Круазет, Дворец Фестивалей, уличных музыкантов, выпиливающих на скрипках «Подмосковные вечера». Название «Лазурный берег» здесь ни при чем, просто я вспомнил выставку МИПИМ весной 2008 года. Российские стенды были представлены наиболее ярко (Запад вслед за Америкой погружался в кризис, мы еще об этом и не помышляли). Представиться в Каннах с проектом меньше чем на миллиард баксов считалось не слишком приличным. «Сити» в Нижнем Новгороде, тысячи гектаров рекреационных зон на Вазузском водохранилище, новые города за Уралом, небоскребы в Ханты-Мансийске... На выставочном стенде Краснодарского края можно было устраивать соревнования по метанию ядра.
Вся эта ярмарка тщеславия была вполне целесообразна. Во-первых, регионы пиарились в глазах начальства, прежде всего Козака и Набиуллиной. Во-вторых, прощупывали инвесторов. В-третьих, некоторые тогда действительно верили в осуществимость своих мечт. Шанцев, например, точно верил. В какую сумму обошелся нижегородскому бюджету палаточный городок перед отелем «Карлтон» - это уже другой вопрос.
Но даже в Каннах в 2008 году немного было проектов с объемом финансирования более 5 млрд долларов. А при этом есть еще разница между концом этого года и началом прошлого. Тогда еще можно было мечтать в особо крупных размерах, сейчас это как минимум странно.
Впрочем, сама по себе цифра «5 млрд долларов» ничего не означает. Много это или мало, можно познать только в сравнении. Если идет речь о девелоперском проекте в рамках одного муниципального образования, проще и надежнее всего сравнить сумму предполагаемых инвестиций с бюджетом этого самого образования.
Вот, например, общий объем инвестиций в «Москва-Сити» (то, что уже инвестировано, и то, что предполагается инвестировать в будущем) составляет около 12 млрд долларов. Доходная часть московского бюджета в этом году – около 48 млрд долларов. То есть инвестиции в «Москва-Сити» -- это четвертая часть годового бюджета города (причем в не самом благополучном с финансовой точки зрения году). Успешным этот проект назвать сложно, хотя он пока и не окончательно провален.
Олимпиада в Сочи обойдется примерно в 34 млрд долларов, и это меньше 15% доходной части российского бюджета этого года. При этом никто не ожидает, что Олимпиада окупится, не то что принесет прибыль. Впрочем, она не для того и затеяна.
Бюджет Махачкалы в нынешнем году составляет примерно 120 млн долларов. Иными словами, в строительство собственного «Лазурного Берега» предполагается инвестировать 40 годовых бюджетов дагестанской столицы. Кстати, на сайте главного инвестора проекта - ООО «Махачкалинское взморье» - утверждается, что вложения окупятся уже через 8 лет.
Можно привести еще одно сравнение. Самый крупный девелоперский проект в США (по крайней мере, из «живых) – строительство CenterCity в Лас Вегасе: новые казино, гостиницы, апартаменты и т.д. Объем инвестиций -- 8,5 млрд долларов. Меньше, чем два махачкалинских «Лазурных Берега». При этом Лас-Вегас – всемирный бренд, а Махачкала – только среди жителей кавказских республик, которые и составляют большую часть отдыхающих в Дагестане. Может быть, конечно, именно для них строятся «15 современных высотных отелей», только ведь главное достоинство дагестанского побережья – относительно низкая цена. Окупить пятимилиардные инвестиции в Махачкале – вещь абсолютно нереальная.
Надо иметь в виду: мэр Махачкалы Саид Амиров – отнюдь не розовощекий мечтатель, а настоящий тяжеловес республиканского масштаба. И если он вешает лапшу на уши федеральной прессе, то имеет для этого веские основания. Можно догадаться, какие именно. Буквально на днях президенту России Дмитрию Медведеву будет предложен список кандидатов в президенты Дагестана. В него, как предполагают наблюдатели, помимо действующего президента республики Муху Алиева войдут как раз Саид Амиров и известный олигарх – выходец из Дагестана Сулейман Керимов.
Последний, кстати, несколько лет назад продвигал идею строительства частного города «Рублево-Архангельское» с объемом инвестиций 3 млрд долларов, но в конце концов удачно перепродал земли в Подмосковье, а проект так и остался «бумажным». Очевидно, Саид Амиров решил переплюнуть соперника на девелоперской ниве, хотя бы и на бумаге.
В общем, история показательная. Громкий девелоперский проект, оказывается, - эффективный и сравнительно недорогой способ политического пиара.
Андрей Воскресенский, Издательский дом «Коммерсант»
Источник: ГдеЭтотДом.РУ