Олимпийские медали сами по себе – всего лишь понты на государственном уровне, если они не являются закономерным следствием развития массового спорта. Но если после Ванкувера и поснимают всех наших олимпийских и спортивных начальников, то как раз за недостаток медалей.
До конца Олимпиады остаются считанные дни, и выступление российской сборной в Ванкувере именуют не иначе как «провальными». А я вот что об этом думаю.
В прошлом году у меня была одна любимая стройка – в глубине чертановских кварталов. Я ей любовался каждый день, даже по два раза на дню – потому что как раз рядом с этой стройкой проходит мой обычный маршрут прогулки с собакой. Там, как полагается, находился плакат, гласивший, что генподрядчиком является ООО с невообразимым названием «Паблисити билдинг». А также фамилия прораба: «Тажиков Л.Е.».
Возможно, г-ну Тажикову и неведомо, что слово Publicity в переводе с английского означает «известность, рекламное продвижение товара, брэнда», но свое строительно-копательное дело он наверняка знает крепко. По крайней мере, стройку прораб вместе с подведомственными ему работягами той же национальности закончил за месяц с небольшим.
Что характерно: никто из жителей окрестных домов не возмущался стройкой прямо у них под окнами. Дело в том, что прораб Тажиков возвел посреди сложившейся застройки не какой-нибудь уплотняющий дом бизнес-класса, а спортивную площадку. Мощную такую, капитальную. С двухметровым ограждением (с торцов – так и не меньше четырех метров), с футбольными воротами и баскетбольными щитками, с каким-то навороченным покрытием, на которое, говорят, можно падать коленками, и почти ничего не будет. Я сам не падал, так что утверждать не буду. Да, и еще там два прожектора, которые включают каждый вечер, и весь просторный двор теперь оказался хорошо освещенным. И даже по темному зимнему времени, как ни прохожу мимо – кто-нибудь обязательно гоняет мяч на этой площадке. Правда, проектом не предусмотрены борта, так что в хоккей там не погоняешь, но все равно хорошо.
И вот эту спортивную площадку (объем инвестиций, по моим подсчетам, 250—300 тыс. рублей) я считаю самой настоящей олимпийской стройкой.
Вот только много ли у нас во дворах таких спортивных площадок? Всем ясно, что большой спорт начинается с дворовых футбольных полей и хоккейных «коробочек». Можно дать очень много денег спортсменам и тренерам (и своровать не больше половины), можно обеспечить идеальные условия на тренировках и на самой Олимпиаде, можно, наконец, «замотивировать» спортсменов квартирами и внедорожниками, но все это бессмысленно без постоянного потока мальчишек и девчонок, готовых стать олимпийскими рекрутами. Этот поток начинается с дворов, а не с тренажерных залов и ФОКов, где на одну экипировку надо потратить месячную зарплату обеспеченного родителя. Тот же хоккей – очень жесткий спорт, это спорт троечников и дворовой шпаны, а не детей обеспеченных родителей. И у этих «троечников» почти нет шансов пробиться в олимпийский резерв.
В Интернете я отыскал интервью бывшего канадского энхаэловца, тренера молодежи Джейми Хаскрофта. Вот что он рассказывает об организации массового хоккея в Канаде (цитирую по сайту hksmena96.ucoz.ru):
«Когда детям исполняется семь, их принимают в хоккейные коллективы при катках. Серьезными командами это не назовешь, ведь в тренировках могут принимать участие все желающие. Начиная с девяти лет, детей условно делят на две группы. В первую из них, под названием reps (от английского representatives – представители), включают наиболее способных ребят, которые защищают честь своего катка в играх против сверстников с других площадок. Вторая группа – house (домашняя) – продолжает заниматься на катке без выездов на матчи. При этом постоянно происходит ротация между домашней и представительской группами. Если ребенок вдруг прибавил в мастерстве, его переводят в группу рангом выше. Приоритет в бронировании льда остается за детскими хоккейными командами. Все остальные - на втором плане. В возрасте 11—12 лет детские команды начинают путешествовать на автобусе в другие города. Канада делится на пять хоккейных регионов. Учитывая большую плотность катков в каждом городе страны, такие турне не отнимают много времени. За турнирами начинают наблюдать скауты молодежных хоккейных лиг. Если парень талантлив, он обязательно попадет на карандаш скаута, даже в глубокой провинции».
«Мораль в том, что таланты в Канаде, где бы они ни рождались, обязательно попадут на тропинку в большой хоккей», - заключает Джейми Хаскрофт.
Я не знаю, как оценивается работа министров спорта в Канаде или в Европе, но думаю, что не по количеству призовых мест. В конце концов, олимпийские медали сами по себе – всего лишь понты на государственном уровне, если они не являются закономерным следствием развития массового спорта. Но если после Ванкувера и поснимают всех наших олимпийских и спортивных начальников, то как раз за недостаток медалей.
А массовый спорт в ближайшие четыре года все равно останется в загоне: все деньги уйдут на олимпийские стройки. Те, что в Сочи, а не у нас во дворах.
Андрей Воскресенский, Издательский дом «Коммерсант»
Источник: ГдеЭтотДом.РУ