Похоже, снова настает время перемен. В Москве весьма вероятна смена руководства. Говорят, об этом объявят с часу на час. В связи с этим весьма уместным представляется оценить хотя бы некоторые стороны деятельности столичного мэра и его ближайших сподвижников. Например, то, что произошло за последние годы в строительном комплексе Москвы.
Похоже, снова настает время перемен. В Москве весьма вероятна смена руководства. Говорят, об этом объявят с часу на час. В связи с этим весьма уместным представляется оценить хотя бы некоторые стороны деятельности столичного мэра и его ближайших сподвижников. Например, то, что произошло за последние годы в строительном комплексе Москвы.
Несколько слов об осторожности
Московские власти всегда так любили обнародовать свои долгосрочные планы, что, пожалуй, убедили всех: если земная жизнь столичного чиновника и может быть конечна, то жизнь его административная точно не имеет границ. А иначе к чему бы так уверенно рассказывать о том, что ждет российскую столицу после 2025 года? Конечно, жители города понимали, что в принципе, теоретически, во главе Москвы может встать человек с другой фамилией. В конце концов, ничто не вечно под луной. Но все они дружно соглашались, что произойти это может, как говорится, не в этой жизни. В общем, где-нибудь высоко в горах… Только не в нашем районе…
Не будем обсуждать, насколько на этот раз верны слухи. (А они, похоже, верны). Не станем гадать, действительно ли грядет великая реконструкция столичной административной системы. Поставим перед собой скромную и, на наш взгляд, вполне посильную задачу – оценить сделанное московскими руководителями в строительной сфере. Согласитесь, 18 лет, в течение которых Юрий Лужков является мэром, - достаточный срок, чтобы попасть (или угодить) в историю.
Прежде всего, должен заметить, что просьба высказаться по поводу этих 18 лет в жизни строительного комплекса не вызвала особого энтузиазма среди участников рынка. Кто-то предпочел отмолчаться, другие ограничились набором общих фраз, третьи, отвечая, старательно соблюдали симметрию (с одной стороны и с другой стороны)… Можно ли тут кого-то осуждать? Ну, в самом деле, кто же знает, что будет завтра? Признают ли опыт Москвы образцовым или, напротив, заслуживающим всяческого осуждения? Словом, правильно говорил поэт Некрасов: «Осторожность, осторожность, осторожность, господа…»
Дело о 80 миллионах
Относительно того, что произошло с российской столицей за последние два десятка лет, можно долго спорить. Одни считают, что Москва была погублена, другие уверены, что были заложены основы города будущего, за что потомки скажут отдельное спасибо и Лужкову, и Ресину. В одном нет никаких сомнений: объемы строительства, как жилищного, так и коммерческого, оказались колоссальными. В апреле этого года, выступая на I конгрессе по продвижению и развитию городов и регионов, первый заместитель мэра и руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин сообщил, что за 20 лет в Москве было построено 80 млн кв.м. жилья, и теперь в столице 185 млн кв.м. жилых площадей.
Если эти цифры не поражают ваше воображение, значит, вы китаец. Но в данном случае нам важен даже не сам факт почти совершившегося удвоения площадей. Строительство нового жилья и снос старого совершенно изменили облик столицы. Москва 2010 года и Москва 1990 года – это по сути два разных города. Повторюсь, можно по-разному оценивать перемены, но факт остается фактом: ничего подобного Москва прежде не знала. Обычно такие переустройства производились после пожаров или еще каких стихийных бедствий, здесь же исходной причиной явились экономические реформы. Вот и задумаешься: стоит ли ставить знак равенства между реформами и стихией?
Здесь стоит добавить и еще одну цифру: в уже упомянутом выступлении Владимир Ресин пообещал к 2025 году построить еще столько же, то есть еще 80 млн кв.м. жилья. Правда, уважаемый руководитель не сообщил, будет ли это означать, что, по крайней мере, пятая часть всего населения России переедет на постоянное место жительства в Москву или же прирост будет осуществляться, в основном, за счет граждан дружественных нам сопредельных государств. Но, как бы то ни было, а перспектива оказаться к 2025 году в самом густонаселенном городе мира вдохновляет на подвиг долгожительства.
Итак, Москва за последние 20 лет совершенно перестроилась, а ежели мы будем наблюдать преемственность хотя бы в строительной политике, то в ближайшие 20 лет она перестроится еще раз. И пока еще никаких шагов к тому не сделано, давайте порассуждаем, насколько хорошо то, что было сделано, и следует ли это продолжать.
О, Лужков, сумевшие выжить приветствуют тебя!
С чем, безусловно, можно согласиться, так это с мнением специалистов, напоминающих, что 20 лет назад, в начале 90-х, главной задачей строительного комплекса было – уцелеть. «Явным плюсом стало сохранение и развитие самого стройкомплекса», - говорит генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников. Схожей точки зрения придерживается и генеральный директор компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость» Олег Самойлов: «Первое и главное из того, что сделал Лужков для строительного комплекса Москвы – он уберег его от того развала, который стал нормой во многих отраслях в период 90-х годов». Генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров даже более категоричен: «Был создан строительный комплекс!»
Любопытно, что многие наши собеседники обращают особое внимание, что жизнестойкость стройкомплекса прошла проверку кризисом 2008 года. «Было тяжело, особенно в сфере коммерческой недвижимости, - говорит
Напомню, в конце 2008-начале 2009 года в ходу были апокалипсические комментарии, однако, как справедливо замечает генеральный директор BESH Marketing Group Оксана Крымина «обещанной катастрофы не случилось, хотя, конечно, проблемы были очень большие».
С недавних пор традицией стало, говоря о победах, упоминать и об их цене. Не беремся судить, насколько она оказалась адекватной, но уж то, что чрезвычайно высокой – бесспорно. «Основной пул московских застройщиков сформировался примерно к концу прошлого – началу этого века, - напоминает Денис Колокольников, - и в этот пул вошли, в основном, крупные солидные компании, которые имеют историю еще с советского периода. При этом новым застройщикам, особенно небольшим компаниям, выйти на московский рынок крайне проблематично, и это препятствует развитию конкуренции…» Что ж, как говорится, чужие здесь не ходят. С одной стороны, вроде бы неплохо – все на виду, все знакомы. С другой, – именно так и начинается стагнация. В общем, число желающих перемен на московском строительном рынке достаточно велико.
«Мне есть что спеть…»
Несмотря на известную осторожность участников рынка, на вопрос о знаковых событиях последних десятилетий они ответили охотно. «Приведены в порядок дороги Москвы, завершилось строительство Третьего транспортного кольца, завершена реконструкция МКАД, реконструкция Киевского шоссе до аэропорта Внуково», - перечисляет коммерческий директор компании DVI Real Estate Алексей Харламов. И добавляет: «Завершена реконструкция Манежа, гостиницы «Москва», завершается реконструкция Большого театра, пройден существенный этап в реализации грандиозного проекта «Москва-Сити», который дал импульс для выхода города на новый уровень отношений с основными мировыми финансовыми центрами – все эти достижения в градостроительном комплексе Москвы отрицать просто невозможно».
О МКАДе, Третьем транспортном, проекте Москва-Сити, ряде смелых реконструкций, наконец, о появлении крупнейших даже по европейским меркам застройщиков упоминают и другие специалисты. Руководитель службы заказчика-застройщика компании «Пересвет-Инвест» Алексей Козлов предлагает особо сказать о реконструкции ветхого жилья, а также о строительстве новых жилых и офисных зданий на месте промзон, среди которых наиболее известные – Марфино, Алексеево, Нахимово. По мнению Алексея Козлова, очень важно, что «Москва становится не только деловым, но и культурным центром России», о чем свидетельствуют такие факты, как открытие театра «Студия театрального искусства» в БЦ «Фабрика Станиславского», открытие выставочных центров в промышленных зданиях – «Винзавод», «Гараж».
И, конечно, отдельный предмет разговора - становление коммерческой недвижимости как значимого и самого современного сегмента в столичной сфере недвижимости. «Еще десять лет назад этого рынка в Москве просто не было, - напоминает Оксана Крымина, - а сейчас в столице построено множество объектов европейского уровня, и в этом отношении мы нисколько не уступаем ведущим странам». Самым высоким качеством отличается, конечно, офисная недвижимость. Ситуация в ритейле не так благополучна, однако тут были объективные причины - советский опыт строительства торговых центров даром не проходит. Впрочем, в последние годы уже не строят такие ТРЦ, которые сразу нуждались бы в реконцепте, что в начале века происходило довольно часто.
Алексей Харламов обращает внимание на вроде бы не очень значимые проекты – преобразование промышленных и складских территорий на трассах ТТК и ЧТК в административные, общественные, торговые и офисные здания, что позволило Москве создать необходимую инфраструктуру и не задохнуться. Алексей Козлов, соглашаясь с мнением об особой успешности работы в коммерческом секторе, называет наиболее яркие, с его точки зрения, объекты: «фабрика «Красная Роза», деловой центр «ЛеФОРТ», деловой квартал «Новоспасский двор», LOFT-квартал «Даниловская мануфактура». Однако, притом, что о вкусах спорят особенно охотно, в данном вопросе расхождение касается только 2-3 позиций. Спросите любого специалиста о самых удачных коммерческих проектах, и вы услышите схожие списки возведенных объектов. И, заметьте, все единодушны: коммерческая недвижимость Москвы – это время Лужкова.
Что сказать вам, москвичи…
Справедливо упрекая работу столичного стройкомплекса в отсутствии прозрачности, нежелании создавать конкурентную среду, наконец, в чудовищной политике по отношению к культурному наследию, специалисты признают: все-таки «список благодеяний» куда длиннее. «Раз проблемы есть, их необходимо устранять, - говорит Олег Самойлов. – Однако лечить можно лишь того, кто жив. И если бы не Лужков, не могу исключить, что применительно к стройкомплексу, лечить сегодня было бы, по существу, некого». Остается согласиться с этим мнением и повторить вслед за Георгием Дзагуровым: «Кто и как бы ни ругал московское правительство, сделано многое, уверен, так успешно отработать сумел бы далеко не каждый. Молодец Лужков, одним словом. Умница!»
Руслан Дзкуя