Дом в мавританском стиле на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (Литейный, 24) в Петербурге известен как Дом Мурузи — по имени владельца бывшего доходного дома. Кроме оригинальной архитектуры, статуса памятника федерального значения и интересного местоположения дом знаменит своими жильцами, среди которых немало известных в отечественной литературе имен. А в 2012 году власти обещали открыть музей-квартиру поэта, эссеиста, драматурга и нобелевского лауреата Иосифа Бродского.
Дом в мавританском стиле на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (Литейный, 24) в Петербурге известен как Дом Мурузи — по имени владельца бывшего доходного дома. Кроме оригинальной архитектуры, статуса памятника федерального значения и интересного местоположения дом знаменит своими жильцами, среди которых немало известных в отечественной литературе имен. А в 2012 году власти обещали открыть музей-квартиру поэта, эссеиста, драматурга и нобелевского лауреата Иосифа Бродского.
В начале XIX века на месте нынешнего дома стоял деревянный особняк. В 1874 году участок с особняком приобрел князь Александр Мурузи и сразу начал строительство доходного дома в мавританском стиле, столь модном в Петербурге того времени. Фасады здания украшены эркерами, балконами, полуколоннами, арками и арабскими религиозными надписями, копировать которые архитектор Серебряков ездил в Испанию.
В доме было 57 квартир, в том числе квартиры-особняки, которые в советское время позволили с легкостью преобразовать их в коммуналки. В первом этаже располагались 7 магазинов. Князь тоже жил в этом доме, в
Поскольку мавританский стиль предполагал роскошь, внутренняя лестница на второй этаж дома была изготовлена из каррарского мрамора, на втором этаже располагался зал, выдержанный в стиле дворика мавританского дворца — с непременным фонтаном. В доме были пять парадных лестниц, водяное отопление, паровая прачечная, 28 ванных комнат.
Мавританская прихоть князя обошлась недешево, и после его смерти в 1880 году дом едва не продали с торгов. Финансовая подмога Александра III лишь отсрочила уплату долгов семьи Мурузи — в 1890 году у дома все-таки появился новый хозяин, который и владел им вплоть до октябрьского переворота.
Богема Дома Мурузи
Но главная «достопримечательность» дома — его прошлые жильцы. В дворовом флигеле некоторое время жил Николай Лесков, именно здесь он написал «Левшу»; арендовал квартиру критик Николай Анненский, в доме которого бывал Александр Куприн. Долгое время здесь жила знаменитая литературная чета — Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, которые превратили съемную квартиру в литературный салон и принимали у себя весь цвет Серебряного века, в том числе Блока, Есенина, Белого.
Век Серебряный сменился веком революционным, но литераторов по-прежнему тянуло в Дом Мурузи. В 1919 году в княжеской квартире разместилась литературная студия при издательстве «Всемирная литература». Здесь бывали Зощенко, Слонимский, Берберова, Блок, Горький, Чуковский, Лозинский — всех не перечесть. Два года спустя Николай Гумилев реорганизовал студию в «Дом поэтов». В Доме Мурузи прошло детство Даниила Гранина, а позже здесь жил Иосиф Бродский. Кто-то однажды пошутил: если каждому писателю или литератору, который бывал в этом доме, посвятить мемориальную доску, на фасаде не осталось бы свободного места.
Музей в проекте
Музей в квартире, где Бродский жил более 15 лет, до ареста и эмиграции, задумывался давно. Конкретная работа ведется с 1999 года. Главная трудность, как водится, — финансирование. Точнее, непомерные аппетиты жителей коммуналки, где некогда обитала семья Бродских — в квартире № 28 на третьем этаже.
Меж Пестеля и Маяковской
стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный Мережковский
и Гиппиус прожили в нем
два года этого столетья.
Теперь на третьем этаже
живет герой, и время вертит
свой циферблат в его душе.
И. Бродский
Специально организованный фонд по созданию музея-квартиры Бродского с помощью частных компаний (Альфа-банк, Группа «ЦДС») выкупил почти все комнаты в коммунальной квартире, где некогда Бродские занимали «полторы комнаты». В собственности пенсионерки Нины Федоровой осталась всего одна комната. Но пока у нее есть хозяйка, организовать музей проблематично — невозможно пользоваться парадным входом, но только черной лестницей.
Предпоследняя комната в этой квартире площадью 19 кв. м выкуплена у некого Вахтанга за 11 млн рублей . Подсчитав примерную стоимость «квадрата», пенсионерка теперь хочет получить 21 млн рублей за комнату площадью в 45 кв. м.
Городская администрация довольно громко заявляет об открытии музея в следующем году, но денег на выкуп не предлагает. Между тем, средства в фонде подошли к концу — ежемесячно приходится нести расходы на коммунальные услуги, новые поступления застопорились, доходов в ближайшее время не предвидится. Работа по организации музея идет, но торжественность его открытия — под большим вопросом.
Между тем, по словам директора АН «Мир квартир» Дмитрия Титова, стоимость квадратного метра в аналогичных коммунальных квартирах этого дома —
Коммунальные будни
Дом Мурузи не подвергался капитальному ремонту со момента постройки. Его никогда не относили к разряду аварийных, хотя многие декоративные элементы приказали долго жить, а перекрытия в нем по-прежнему — деревянные.
В 2006 году дом пострадал из-за сноса соседнего здания. Дом Мурузи стал проседать — покосились входные двери, стала осыпаться штукатурка, появились трещины. После неоднократных жалоб и акций протеста в 2007 работы приостановились. А уже в 2010 администрация спешно оштрафовала ООО «Петербургстрой» за снос без разрешения и повреждение федерального памятника — Дома Мурузи.
По мнению Дмитрия Титова, не велико счастье жить в этом доме — слишком плохое техническое состояние. Прежде чем выставить на продажу большую расселенную квартиру в Доме Мурузи, пришлось делать ремонт в подъезде и менять перекрытия, рассказал он.
Кроме того, Литейный проспект — достаточно шумная улица, известная своими транспортными пробками и недешевыми магазинами.
В доме много коммунальных квартир. Если вспомнить, что в квартире князя Мурузи было 26 комнат, несложно представить, с какими проблемами сталкиваются риэлторы, пытаясь расселить квартиру, разумеется, если найдется желающий жить в таких хоромах. Расселена часть дома, фасадами выходящая на Преображенскую площадь, а часть, расположенная ближе к Литейному, расселена лишь частично. Как правило, коммунальные квартиры сильно запущены, поэтому продаются долго. При этом, отмечает Титов, квартиры этого дома выставляются на продажу довольно часто. Наверное, со временем люди начинают осознавать: престижное место — не главное. К нему бы еще комфорта добавить.
Елена Зубова, специально для ГдеЭтотДом.РУ