Дом на Ростовской набережной, 5 появляется в фильме «Три тополя на Плющихе» далеко не сразу, а только на 52-й минуте, ближе к концу. Кстати, его замечательного фасада зритель даже не видит. Действие фильма происходит либо во дворе дома, либо в одной из квартир. Но, может, это и подталкивает всех поклонников старого советского кино разузнать об этом доме побольше.
Дом на Ростовской набережной, 5 появляется в фильме «Три тополя на Плющихе» далеко не сразу, а только на 52 минуте, ближе к концу. Кстати, его замечательного фасада зритель даже не видит. Действие фильма происходит либо во дворе дома, либо в одной из квартир. Но, может, это и подталкивает всех поклонников старого советского кино разузнать об этом доме побольше.
Вокруг храма
То, что может быстро разузнать каждый, набрав запрос в поисковике, это то, что дом № 5 на Ростовской набережной является образцом стиля «сталинский ампир» и что он был построен по проекту известнейшего столичного архитектора Алексея Щусева (а также его ученика Андрея Ростковского, о котором почему-то часто забывают упомянуть).
К тому времени, когда начинал разрабатываться проект развития застройки Смоленской и Ростовской набережных в
Ростковский же впоследствии, вместе с Дмитрием Чечулиным, работал над созданием высотки на Котельнической набережной.
Сегодня дом на Ростовской очень красиво смотрится с Москвы-реки, возвышаясь на холме (который назывался Мухиной горой). Но сегодня мало кто помнит, что, когда было задумано освоить набережную под жилое строительство, на холме находился храм — Благовещенская церковь (приблизительно XV века). И дом выстроен полукругом неспроста — он как бы огибал храм. Что, согласитесь, для советской эпохи, тем более для
Может быть, сказалось вмешательство самого Щусева, который занимался реставрацией и строительством храмов в начале своего архитекторского пути? Хотя некоторые исследователи настаивают на том, что архитектор вовсе не защищал храм, а даже, напротив, был намерен построить на этом месте лестницу, спускающуюся прямо к набережной. И только благодаря дороговизне проекта, он был «завернут» заказчиком (а это был Союз архитекторов СССР, то есть дом был кооперативным) и переделан, а храм сохранился.
Но вот довольно странное совпадение: в 1949 году Щусев умирает. И уже в следующем, 1950 году, Благовещенскую церковь начинают постепенно разбирать. «Теперь этой церкви нет, агония ее длилась долго: сломали Благовещенскую церковь не сразу. Начали в
Так как основной корпус дома № 5 был возведен в
Кстати, еще одна интересная деталь: по слухам, во время Великой Отечественной войны, когда Москва подвергалась немецким бомбежкам, в холм перед домом попала бомба. Но, по какому-то счастливому стечению обстоятельств, она не угодила ни в сам дом, ни в церковь.
Сегодня в мэрии Москвы существует план по развитию района Плющихи и прилегающих к ней улиц. Об этом в сентябре 2011 года говорил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. «Согласно подготовленному Москомархитектурой плану благоустройства улицы и ее окрестностей предполагается, в частности, на Ростовской набережной воссоздать храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Кулишках», — прозвучало в новостных лентах.
Обрадуются ли нынешние жильцы дома стройке на «их холме» — вопрос. Но, поскольку вид из окон изменится и станет вновь близким к историческому, то, может быть, и цена квартир подрастет? Увы, похоже, эти ожидания не оправдаются. «Квартиры, предлагающиеся на продажу по этому адресу, находятся в высокой ценовой категории. Что касается строительства церкви, то вряд ли оно окажет влияние на увеличение цены квартир в этом доме. Наличие церкви может сделать предложение более привлекательным, а также улучшить видовые характеристики, но изменить цену вряд ли сможет», — прокомментировала Инна Игнаткина, директор отделения компании"МИЦ-недвижимость" на Пресне.
Виды с Мухиной горы
Конечно, за прошедшие пятьдесят с лишком лет окрестности возле дома сильно изменились. Когда дом только был в проекте, да и в первые несколько лет после его возведения, он считался самым высоким зданием в Москве — и это при своих, достаточно скромных по сегодняшним меркам, двенадцати этажах. Но уже в
На фото примерно конца
Замечательный сосед
Поскольку дом был заказан «архитекторами для архитекторов», безусловно, место было выбрано одно из престижных. С конца XIX века тут селились довольно именитые дворяне и, как бы выразились позже, интеллигенция. Например, на Плющихе жили родители Льва Толстого (правда, недолго, около полугода). На самой улице и в прилегающих переулках селились художники — Суриков, Саврасов, Иванов, писатели — Ходасевич, Фет, врачи — Бурденко, Снегирев. В доме № 17 в
В общем, атмосфера Плющихи вполне соответствовала среде архитекторов, была одновременно и богемной, и современной. Кроме того, уже был к тому времени построен самый известный номенклатурный Дом на набережной (Серафимовича, 2). И, безусловно, еще один участок на набережной приглянулся Союзу архитекторов — тем самым можно было оказаться на одном уровне с «тем самым домом».
В разное время в доме на Ростовской набережной жили архитекторы и архитектурные критики (конструктивисты — братья Веснины и Моисей Гинзбург, автор проектов нескольких ГЭС Георгий Орлов, автор проекта Северного речного вокзала Владимир Кринский) и многие другие.
Сегодня, очевидно, среди жильцов дома еще можно встретить потомков этих славных людей. Но не удивительно, если большую часть проживающих составляют представители шоу-бизнеса. Так, поговаривают, неподалеку видели Сергея Безрукова и Бориса Моисеева.
Как рассказала генеральный директор агентства отличной недвижимости «Great reality» Наталья Ракова, этот дом также пользуется популярностью у арендаторов-иностранцев.
Цена красивой жизни
Поселиться в этом доме, купив в нем квартиру, сегодня сложно: в год появляется не более
Цены на квартиры соответствующие, поскольку квартиры в домах на набережных в центре Москвы — товар довольно дефицитный. «Основной фонд домов на набережных составляют сталинки. Вид на воду может прибавить к стоимости квартиры до
Средние цены в домах на Ростовской набережной —
В аренду предлагаются
Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Юлия Зябликова