После того, как Владимир Путин стал четвертым президентом страны, он подписал указ о развитии рынка жилья в России. В первую очередь государство планирует добиться снижения уровня процентных ставок по ипотеке практически на уровне инфляции. В течение последней недели во многих СМИ замелькали заголовки о том, что новый старый президент пообещал в стране ипотеку по 2,2%.
После того, как Владимир Путин стал четвертым президентом страны, он подписал указ о развитии рынка жилья в России. В первую очередь государство планирует добиться снижения уровня процентных ставок по ипотеке практически на уровне инфляции.
В течение последней недели во многих СМИ замелькали заголовки о том, что новый старый президент пообещал в стране ипотеку по 2,2%. С учетом того, что еще недавно Владимир Путин говорил о возможных процентных ставках на уровне 6%, изменение этих прогнозов в сторону меньшей адекватности было налицо. Однако в действительности авторы громких заголовков решили пожертвовать истиной «ради красного словца». Речь идет о президентском указе «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». По сути, этот рамочный документ определяет вектор развития рынка жилья на ближайшую перспективу, то есть выполняет ту же функцию, как раньше нацпроект. «Правительству РФ обеспечить до 2018 года снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентного пункта», — говорится в этом указе. Таким образом, авторы громких заголовков недостаточно внимательно его читали. Речь идет о том, что ставка по кредитам должна быть на 2,2 процентных пункта выше уровня инфляции. Если мы возьмем, к примеру, уровень инфляции за 2011 год — 6,1%, то получится, что ставка кредиту будет 8,3% годовых. Нельзя назвать этот уровень неприемлемым для банков, к примеру, Сбербанк уже выдавал ипотечные кредиты дешевле — под 8% годовых, правда в основном на непродолжительный срок.
По сути, президентский указ — это первый официальный документ, где уровень ставок не устанавливается на некий нормативный уровень, а коррелирует напрямую с показателями инфляции. Таким образом, учитывается основной для этого экономического показателя фактор. К примеру, с начала 2012 года цены выросли всего 1,8%, для сравнения за аналогичный период прошлого года товары подорожали 4,2%.Таким образом, можно предположить, что по итогам этого года инфляция составит менее 6%. Впрочем, из-за предвыборного цикла в России некоторые услуги еще не успели подорожать, например, некогда главный локомотив инфляции — услуги ЖКХ вырастут в цене только летом. Несмотря на это, Минэкономразвити по итогам 2012 года по-прежнему ожидает роста потребительских цен на уровне
Однако следует учитывать один фактор. Правительство не является регулирующим органом для частных банков в вопросе установления процентных ставок по кредитам. Иными словами, не очень понятно, каким образом президент может указать банкирам на какой процент выдавать ипотеку. Надо заметить, что в последнее время банки решили поднять ставки по кредитам. По прогнозу АИЖК, средняя рублевая ставка по ипотечным кредитам вырастет до 12,5 процента годовых. При этом еще в конце прошлого года ставки по рублевым кредитам составляли 11,9 процента годовых, а в первом квартале 2012 года они достигли 12 процентов годовых. Рост ставок вызван вполне рыночным фактором — удорожанием стоимости фондирования для банков. В январе марте 2012 года ставки повысили 18 наиболее активных игроков рынка, в частности, Абсолют банк, «Возрождение», «ВТБ24», Газпромбанк, «ДельтаКредит», Номос-банк и «Уралсиб». Если принять за основу расчетов формулу Владимир Путина, такой уровень ставок в целом соответствует инфляции на уровне 10,3% годовых, что очевидно отличается от реальности Таким образом, рыночные факторы ведут ипотеку совсем в другую сторону, чем указ президента.
Дело в том, что, помимо инфляции, существует еще одна причина для роста ипотечных ставок — это доверие к системе в целом, как экономической, так и политической. Строго говоря, уровень ставок напрямую связан с политической моделью и может быть низким, если только действующая модель может гарантировать стабильность на срок кредитования. В демократических странах такой гарантией выступает регулярная смена власти, а также неприкосновенность частной собственности и связанных с нею обязательств. Например, французский банк уверен, что он сможет взыскать имущество с должника, даже если к власти придут социалисты. Ипотека действует и в государствах с низким уровнем развития демократии, в таком случае она может быть дешева, только если правящая безальтернативная элита гарантирует преемственность курса на протяжении нескольких десятков лет. В странах с авторитарным стилем правления этой гарантией является здоровье правителя. Сложность российской ситуации заключается в том, что у нас используется смешанная модель. Поэтому, как бы правительство ни обещало добиться снижения ипотечных ставок, этого не удастся сделать, пока в стране не установится либо полная демократия, либо просвещенный авторитаризм. Правда в последнем случае стоимость ипотеки будет в основном зависеть не от уровня инфляции, а от здоровья и долголетия президента.
Преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан, специально для ГдеЭтотДом.РУ