Так давно и заботливо анонсируемый федеральными властями переезд органов власти за пределы МКАД оказался под вопросом — депутаты напрочь отказались куда-то переезжать. Это означает, что весь план по расширению Москвы, частью которого и должен был стать переезд, может оказаться бессмысленным.
Так давно и заботливо анонсируемый федеральными властями переезд органов власти за пределы МКАД оказался под вопросом — депутаты напрочь отказались куда-то переезжать. Это означает, что весь план по расширению Москвы, частью которого и должен был стать переезд, может оказаться бессмысленным.
Изначально федеральные власти исходили из вполне логичной предпосылки — в Москве налицо все признаки транспортного коллапса. При этом ни для кого не секрет, что из-за централизованного распределения финансовых ресурсов огромные логистические узлы формируются как раз вокруг органов власти, которые определяют вектор развития экономики и занимаются всеми возможными согласованиями. Как признался в частной беседе один крупный девелопер, «место для офиса приходится выбирать так, чтобы гонцов было удобно засылать во всякие ведомства». Таким образом, бизнес неизбежно кучкуется вокруг небольших центров государственной власти, обрастая офисами, магазинами и всей сопутствующей инфраструктурой. Из всего этого формируются впоследствии транспортные заторы, так не любимые новыми московскими властями. Сергей Собянин вместе с Дмитрием Медведевым решили резко и безапелляционно разрубить этот гордиев узел — перевести всех чиновников за МКАД. Этот план логично ложился в задуманный ими же проект по расширению Москвы на юго-запад. По вполне понятным причинам, эксперты заговорили, что и будущее правительство будет заседать там же, куда разрастется столица. Ведь основная задача для новых территорий — это создание мест для приложения сил населения, то есть по большому счету новых рабочих мест. Откуда им взяться не очень понятно, ведь на прирезанном к Москве участке нет крупных производств. Одним из драйверов развития этих территорий и мог стать переезд федеральных органов власти.
Почему вдруг вначале заговорили о переезде Госдумы? Это объясняется достаточно просто — несмотря на то, что нижняя палата парламента уже кучу лет заседает в бывшем здании Госплана на Охотном ряду, считается, что это всего лишь временное пристанище для депутатов, пока им не построят новое здание. То же самое касается и сенаторов. Изначально новое здание должно было быть построено в рамках проекта «Москва-Сити» — новом центре бизнес-активности, придуманном Юрием Лужковым. Однако проект так и не был реализован во многом потому, что различные участники проекта не смогли придумать схему для привлечения денег. Именно по этой же причине не было построено там же и новое здание московской мэрии. Теперь, видимо, решено инвестора не привлекать и судя во всему проект будет реализован на бюджетные деньги. При этом сколько может стоить строительство такого центра, никто даже не считал. Если же сопоставить любую мифическую цифру затрат с макроэкономическими показателями, по которым государственный бюджет в этом году будет профицитным только в случае совсем фантастических цен на нефть, то перспектива строительства нового «Сити» в чистом поле выглядит по меньшей мере сомнительной. Однако самое удивительное, что в Нью-Васюки отказываются переезжать те, для кого они в первую очередь предназначены. Как выяснилось, три из четырех фракций Госдумы выступили резко против переезда в географический центр будущей «новой Москвы», и как ни странно, за переезд высказалась только одна фракция — ЛДПР, лидер которой Владимир Жириновский обрадовался возможности поработать на свежем воздухе. Все остальные фракции, включая «Единую Россию», парадоксальным образом считают, что строительство такого центра на окраине города приведет к тому, что и демократия уйдет из сердца столицы на периферию.
Если посмотреть на примеры других стран, то действительно по большей части правительственные учреждения находятся в центре, но есть и обратные примеры. Например, здание Европарламента расположено в Брюсселе центре огромного парка, вдали от основных достопримечательностей, а известное своими уникальными реформами МВД Грузии построило себе здание с прозрачным фасадом по дороге из аэропорта Тбилиси, то есть даже не на окраине, а еще дальше. Само по себе расположение в центре города далеко необязательное условие функционирования демократии и тем более любого парламента в принципе, и дело, очевидно, в другом. Остается только предположить, что представители федеральных структур, наконец-то, признались сами себе, что никакой переезд никому по большому счету не нужен, даже если оставить в стороне перспективы бессмысленных финансовых трат. Просто в действительности все понимают, что переезд не решит никаких проблем, и разрубить гордиев узел такими радикальными реформами вряд ли удастся. Достаточно посмотреть на то, что сейчас происходит в районе Коммунарки, где планируется построить новый правительственный квартал, чтобы понять сомнительность перспективы. Калужское шоссе зачастую не справляется с нагрузкой даже сейчас, хотя основную проблему представляют не чиновники с «мигалками», а обычные дачники. Трудно представить, что произойдет, когда сюда переедут представители власти. Ситуация со строительством парламентского центра ставит и следующий вопрос — а какие проблемы в принципе решит расширение Москвы? И тут, видимо, нам придется услышать еще более скептические высказывания.
Преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан