Этот примечательный дом в Калашном переулке настолько любопытный, что ему даже приписывают лишние легенды и слухи. То назовут дореволюционным особняком, то — «первым небоскребом Москвы». Однако, несмотря на то, что это преувеличение, дом и без того крайне интересен. И сегодня в нем продается две большие квартиры!
Этот примечательный дом в Калашном переулке настолько любопытный, что ему даже приписывают лишние легенды и слухи. То назовут дореволюционным особняком, то — «первым небоскребом Москвы». Однако, несмотря на то, что это преувеличение, дом и без того крайне интересен. И сегодня в нем продается две большие квартиры!
Дом, который рухнул
«Доходный дом Саввы Морозова 1927 года с красивым историческим фасадом»; «Квартира с отделкой в дореволюционном особняке»; «Первый небоскреб Москвы!» Как только ни утруждаются риэлторы, чтобы сделать свое объявление о продаже наиболее ярким.
Хотя купец Савва Морозов к зданию не имеет никакого отношения, а первым небоскребом Москвы считается дом Нирнзее в Гнездниковском переулке. И уж тем более нельзя назвать
Наш дом в Калашном переулке, 2/10 сегодня известен как «Дом Моссельпрома». Он был построен по проекту архитектора Струкова и по заказу купца Титова, который сам выбрал участок для строительства: намеченным взором он оценил хорошие перспективы этого местечка для будущей торговли.
Строительство началось в 1912 году и длилось очень долго — почти десять лет — по ряду причин. В 1913 году часть здания уже была возведена — но обрушилась. Для архитектора это бесследно не прошло: его арестовали на полтора месяца, а купца Титова оштрафовали на сто рублей. Кстати, после этого проекта судьба Струкова и вовсе неизвестна: даже неясно, занимался ли он еще проектированием и в каком году умер...
В следующем году началась Первая мировая война, шла гражданская, потом случилась революция 1917 года... В общем, было не до строительства. Однако новым структурам (различным комиссиям, коммунам обществам) крайне нужны были площади для размещения работников. В 1922 году был, в частности, образован Моссельпром, он же — пищевой трест. В 1923 году дом в Калашном и был передан Моссельпрому — только прежде его предстояло достроить. Что и было сделано к 1925 году под руководством архитектора Цветаева. Башню спроектировал инженер Лолейт (известен многими проектами, такими как Дом страхового общества «Россия» на Сретенке).
Внешний вид «Дома Моссельпрома» проработали известнейшие художники Родченко и Степанова. Они придумали украсить фасад и торец дома рекламными слоганами «Моссельпрома» и яркими, как бы сегодня сказали, «логотипами» продукции (например, пива «Друг желудка» и папирос «Герцеговина Флор» — между прочим, именно этот сорт предпочитал Сталин). Делалось это не столько с целью собственно рекламы, сколько для того, чтобы подчеркнуть «как хорошо в стране советской жить» и сколько в ней разнообразных продуктов.
Но лучше всего «Моссельпром» вписал в историю Маяковский — именно он придумал слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме!» Родченко и Маяковский вместе входили в творческое объединение «ЛЕФ».
Так семиэтажное здание с трехгранной башней (на которой раньше были часы), которое изначально задумывалось в стиле модерн, стало памятником эпохи конструктивизма.
Склады — магазинам, квартиры — рабочим!
Помимо архитектурной, интересна и функциональная «судьба» этого здания. Ведь «Моссельпрому» оно было передано, как это говорится сейчас, «под офисы» и не только. Например, на первом этаже устроили склад муки. Здесь же разместили кабинеты управляющих магазинами. Также здесь размещались различные месткомы, партячейка, дирекция и так далее.
Но постепенно дом стали обживать — рабочим предприятий, входящих в трест, требовалось жилье. Фактически он стал домом-коммуной, это был формат жилья, который пытались всячески популяризировать в
Но самое печальное, что с ним произошло — это утеря цветного панно работы Родченко: оно было стерто.
Фасад восстановили только в 1997 году! Помогло то, что Родченко был еще и фотографом, он сам сделал одни из первых фотографий этого дома. Поэтому было ясно, как здание выглядело изначально. Но, поскольку с момента последней реставрации прошло 15 лет, надписи нуждаются в очередном обновлении.
Сауна с видом на Кремль
Сегодня в «Доме Моссельпрома» живут как потомки тех самых рабочих, так и некоторые известные личности (например, здесь находится мастерская Ильи Глазунова, совмещенная сего квартирой), а также просто состоятельные граждане. После реставрации и капремонта здесь уже нет проблем с отоплением и климатом. А в подъездах и квартирах сделаны современные ремонты.
Так, дороже всего продается трехкомнатная квартира площадью 92 кв. метра. Помимо комнат, в ней оборудованы гардеробная и кладовая. Площадь ванной комнаты — 16 метров! В нее входят турецкая баня и сауна. Роскошь дополняют два санузла и мебель, выполненная под заказ. Шестой этаж обеспечивает виды на Кремль и даже Воробьевы горы. За все это предлагается заплатить 84 млн рублей.
Четырехкомнатная квартира, имеющая большую площадь (128 кв. метров), но с отделкой в классическом стиле и расположенная на 4 этаже, продается дешевле — за 64 млн рублей.
Обозреватель ГдеЭтотДом.РУ Юлия Зябликова