Когда московские власти объявили конкурс на разработку новой концепции «Большой Москвы», то в итоге лучшие умы от архитектуры и урбанистики предложили целый ряд необычных решений, однако все они сошлись в одном. Основным ресурсом для городского развития является Москва-река, которая в настоящий момент никак в этом процессе не участвует. По сути, река вычеркнута из городской жизни, как будто ее нет.
Одним из основных направлений развития Москвы эксперты в один голос называют освоение набережных и полное перепозиционирование места реки в городском пространстве. Первым шагом к этому может стать план застройки «золотого острова» напротив Кремля, однако главное — не остановиться на этом проекте.
Когда московские власти объявили конкурс на разработку новой концепции «Большой Москвы», то в итоге лучшие умы от архитектуры и урбанистики предложили целый ряд необычных решений, однако все они сошлись в одном. Основным ресурсом для городского развития является Москва-река, которая в настоящий момент никак в этом процессе не участвует. По сути, река вычеркнута из городской жизни, как будто ее нет. Огромные пространства вдоль ее берегов захламлены неработающими промзонами, гигантскими автобусными парками или представляют собой пустыри. Робкие попытки как-то оживить «речную жизнь» предпринимал в свое время бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Можно вспомнить его резкие заявления по уборке дебаркадеров с речного пространства или планы запустить водное такси. Более того, существовал план переоборудования трех основных московских речных портов. На то, что бывший градоначальник понимал важность Москвы-реки указывает и тот факт, что два его самых важных проекта — воссоздание Храма Христа Спасителя и строительство нового делового центра «Москва-Сити» были реализованы как раз на берегу реки. Даже так раздражающий москвичей памятник Петру Первому тоже был установлен на Москва-реке. Следующим глобальным проектом освоения речного пространства должен был стать «золотой остров» напротив Кремля, но тут масштабный план остановило одно важное препятствие: городские власти предпочитали, чтобы основное бремя расходов брал на себя частный инвестор, а с Болотным островом так не получилось. Как выяснила управлявшая на тот момент проектом компания «КРТ», только затраты на коммунальную инфраструктуру составили бы 250 млн долларов, а нести их инвесторы даже сообща были не готовы. Московские власти также отказались от них, и в итоге проект забуксовал. Но главный минус отнюдь не в том, что девелоперы не получили свои «кровные», а в том, что небольшие островки освоения речного пространства оказались практически между собой не связаны. Единственное исключение — это пространство вокруг Храма Христа Спасителя и «Красного Октября». Как только этот небольшой пятачок стал в основном пешеходным, он стал привлекать огромное количество туристов и праздно гуляющих горожан, то есть превратился в новое место притяжения и наглядно показал, что москвичам река нужна.
Когда говорят о перестройке депрессивной городской среды, то чаще всего вспоминают испанский Бильбао. У большинства туристов со всего мира он, прежде всего, ассоциируется с музеем Соломона Гуггенхайма и диковинным зданием, построенном специально для этого всемирно известным архитектором Фрэнком Герри. Покрытый титановыми плитами цветок стал новым символом города и толчком для нового развития Бильбао. Но когда говорят об этом примере, то забывают несколько важных вещей. Во-первых, новое экспериментальное здание по самым скромным подсчетам стоило примерно 100 млн евро, и все эти деньги были предоставлены из бюджета. Поэтому Гуггенхайм решил открыть свой музей именно в главном городе мятежных басков: городские власти пообещали покрыть все расходы на создание музея. Во-вторых, проект был приурочен, как любят в России, к
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Пока в российской столице делаются робкие шаги по освоению Москвы-реки. Так, недавно Департамент градостроительной политики наконец обнародовал планы по застройке «золотого острова». В частности, они касаются ограничения высотности. Так, на участке, находящемся в охранной зоне Кремля от Большого каменного моста до бывшего английского посольства высотные отметки внутренних корпусов будут установлены на уровне
Преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан
Источник: ГдеЭтотДом.РУ