Анонсированное российским президентом ужесточение правил регистрации и миграционного учета стало в последнее время одной из самых важных новостей на рынке недвижимости. Основной целью кампании должна стать борьба с «резиновыми домами», однако по факту это вполне самостоятельный и очень нужный сегмент рынка. О нем рассуждает Алексей Лоссан, преподаватель факультета журналистики МГУ.
Анонсированное российским президентом ужесточение правил регистрации и миграционного учета стало в последнее время одной из самых важных новостей на рынке недвижимости. Основной целью кампании должна стать борьба с «резиновыми домами», однако по факту это вполне самостоятельный и очень нужный сегмент рынка. О нем рассуждает Алексей Лоссан, преподаватель факультета журналистики МГУ.
Подробности инициативы Владимира Путина известны довольно давно, он их изложил в одной из своих предвыборных программных статей еще в прошлом году. Предполагается, что регистрация по месту проживания или пребывания будет гораздо строже контролироваться, а если человек не живет по этому адресу, то ему будет грозить штраф. Еще более серьезная ответственность ждет тех, кто не регистрирует живущих в его квартире людей. Юридические нюансы новой инициативы уже стали притчей во языцех: более несогласованного и нелепого документа, который бы настолько сильно расходился со сложившейся за последние годы практикой, а также невероятно отличался от регулирующих эту сферу документов, представить сложно.
Более того, отвечающее за регистрацию ведомство — ФМС — много раз официально заявляла, что в России необходимо отменить не только регистрацию, но и внутренние паспорта. В мире уже разработано много эффективных инструментов миграционного учета без использования допотопной системы штампов в паспорте. Например, в США института регистрации не существует, но довольно быстро можно узнать, где живет человек, проанализировав, например, где он оплачивает коммунальные услуги. В бывшей советской республике Эстонии регистрации в российском понимании также нет, человек не должен быть привязан к какому бы то ни было месту. Но если он хочет получать, например, социальное пособие или помощь от государства, то он обязан сообщить свой адрес в городской управе. Никаких документов для этого не надо, регистрация происходит явочным порядком. Сторонники новой инициативы Владимира Путина любят приводить в пример Германию, где регистрация якобы существует. В действительности же там она также носит уведомительный характер. Более того, арендатор регистрируется без какого-либо участия арендодателя, просто предъявив договор аренды.
Представим, что вам тридцать лет, вы переехали в Россию из другой бывшей советской республики, много лет работаете в столице и исправно платите налоги. Сперва у вас было гражданство другой страны, но вы решили связать свою жизнь с Россией, хотя бы потому что вы, как и все ваши родственники, по национальности русский, а русский ваш родной язык. После того, как вы получили российское гражданство, веселье только начинается. По закону российский гражданин обязан где-то зарегистрироваться. Между тем моментом, как вам выдали паспорт, и тем счастливым мигом, когда вы придумаете, где бы зарегистрироваться, вы — законная жертва любого милиционера, который через каждый пятьдесят метров может вас штрафовать на несколько тысяч рублей.
Большинство молодых москвичей, независимо от того, родились они в российской столице или переехали из других городов и стран, предпочитают жить в арендованных квартирах. В условиях тотальной недоступности ипотеки и процентных ставок на уровне
У этой проблемы есть три причины: во-первых, сфера арендных отношений в России настолько не урегулирована, что все соглашения зачастую заключаются под честное слово. Во-вторых, для многих арендодателей все еще актуальна инерция советского времени, для которого регистрация равна прописке и подразумевает какие-то права на жилое помещение. В-третьих, регистрация предполагает некоторое количество действий со стороны самого арендодателя. Если первые две проблемы достаточно легко решить самостоятельно, то третий пункт гораздо более важен. Получается, что многие арендодатели не регистрируют своих арендаторов не из-за злого умысла, а потому что опасаются столкнуться с бюрократическим аппаратом. Сложность во всем этом собственно одна — все государственные услуги, на которые имеет право гражданин по Конституции, привязаны к регистрации. Если нет регистрации, то нет бесплатного медицинского обслуживания, детского сада и школы для детей.
В нынешних московских реалиях существуют два способа решить эту проблему. Первый — накопить примерно 4 млн рублей на самую-самую дешевую квартиру на окраине столицы. Второй — это «резиновые дома». Как ни парадоксально это звучит, резиновые дома помогают россиянам, родившимся в других регионах и странах, получить весь комплекс государственных услуг, который принадлежит им по Конституции. К примеру, на сегодняшний день вполне реально можно купить одну сотую часть двухкомнатной квартиры примерно за 300 тыс. рублей на окраине столицы. Дешевле предложение найти вряд ли удастся. Изначально оговаривается, что это доля «без права пользования жилым помещением», то есть войти в принадлежащую вам часть квартиры и поставить там раскладушку у вас не выйдет. Единственное, что вы получаете — это право жить в городе, котором хотите, бесплатно лечиться и устраивать детей в школу и сад. Все участники сделки понимают, что покупатель платит только за это.
Если отменить «резиновые дома», то все эти люди станут нелегалами. Чтобы так не произошло, есть два варианта. Например, нужно сделать дешевой и доступной ипотеку. Ну, или отменять регистрацию как советский пережиток в принципе, как уже давно призывают многие специалисты, но такой логичный шаг пока в планы правительства, к сожалению, пока не входит.
Алексей Лоссан, преподаватель факультета журналистики МГУ
Источник: ГдеЭтотДом.РУ