Новые рынки зарубежной недвижимости раскручиваются среди российских покупателей по одному и тому же сценарию: сначала выбирается привлекательный регион на берегу моря, где местные жители не так активно почему-то покупают объекты, а затем он преподносится нашим соотечественникам как затерянный рай. Следующим таким «раем» может стать Португалия, полагает преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан.
Новые рынки зарубежной недвижимости раскручиваются среди российских покупателей по одному и тому же сценарию: сначала выбирается привлекательный регион на берегу моря, где местные жители не так активно почему-то покупают объекты, а затем он преподносится нашим соотечественникам как затерянный рай. Следующим таким «раем» может стать Португалия, полагает преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан.
Я был однажды в Португалии, это прекрасная страна, напрочь лишенная неприятного западноевропейского снобизма. То ли влияние океана, то ли ощущение полной оторванности от остального мира приводят к тому, что местные жители создали уникальную атмосферу совершенной расслабленности: гуляешь по улицам Лиссабона или Кашкаиша и понимаешь, что ты — на краю цивилизации, пусть всего лишь европейской. Португалия поражает какой-то своей древней имперскостью: это страна нашего времени, но при этом, пока Иван III пытался сбросить татаро-монгольское иго, португальцы уже владели половиной мира. Более того, они достигли невероятных успехов еще раньше двух самых значимых империй нового времени: Испанской и Британской. Сегодня Португалия, конечно, уже другая, но все наследие прошлого сохранилось практически в нетронутом виде: и террасы Лиссабона, и монастырь Жеронимуш, и дворец в Синтре. Однако, помимо всех прелестей, есть у Португалии еще одна особенность: это одна из самых бедных Евросоюза, и именно поэтому здесь бокал вина на улице стоит в два раза меньше, чем в соседней Испании. А когда подъезжаешь на поезде к Лиссабону видно, что все пригороды заполнены самыми типичными советскими дачами, только участки у бедных португальцев никак не по шесть соток, а в лучшем случае по две.
Океан, древности, теплый климат и бедное местное население — это все то, что привлекает российских покупателей на рынках зарубежной недвижимости. С одной стороны, работает историческая зацикленность жителей российских мегаполисов на погоде, а с другой — уверенность в том, что жить там намного лучше, чем здесь. Недавно на одном из сайтов по продаже зарубежной недвижимости я увидел такой аргумент прямым текстом: «наконец, жить в Португалии намного приятнее, чем в России». Однако все эти факторы не значимы без низких цен на недвижимость: российский покупатель всегда уверен, что он за границей самый умный и знает, где недооценены объекты. Поэтому бальзамом на душу легли последние данные о положении рынка недвижимости Португалии: местный рынок совершенно неоценен инвесторами. К примеру, по официальным данным, в странах южной части Европы в 2012 году иностранцы купили около 100 тыс. объектов недвижимости, причем на долю Португалии при всей ее прелести пришлось только 4% спроса. При этом за время кризиса стоимость жилья в Португалии упала на 30%, а элитная недвижимость подешевела на
Министр экономики Португалии Альваро Сантос Перейра уже заявил, что видит серьезный шанс для этой страны в сложившейся ситуации. Более того, португальское правительство планирует отнять инвесторов у соседней Испании. Для этого предполагается начать строительство новой инфраструктуры, которая сможет продлить высокий сезон для отдыха — спа-комплексов, гольф-курортов, ресторанов и других. Кроме того, планируется упростить процедуру приобретения недвижимости иностранными покупателями. Так, в октябре 2012 года в Португалии вступил в силу новый закон, по которому не гражданам стран ЕС разрешено проживать в стране при покупке недвижимости стоимостью свыше 500 тыс. евро. По словам министра, продажа недвижимости иностранным инвесторам имеет огромное значение для восстановления экономики страны, поскольку сами португальцы не имеют на это средств. Иными словами, иностранцам предлагается приобрести то, что не могут купить местные жители. Например, только за последние пару лет банки изъяли за невыплаты по ипотечным кредитам около 6 тыс. домов в Португалии.
Любой специалист по инвестициям в зарубежную недвижимость скажет, что ключевым фактором при определении ликвидности объекта является спрос на него со стороны местного населения, именно поэтому в свое время надо было покупать квартиры в Каире, а не в Шарм-Эль-Шейхе. В ситуации, когда перекупить объект местные не могут, возникает вопрос, а кто его тогда приобретет в будущем, когда счастливый инвестор, открывший для себя Португалию, решит вложиться в другой райский регион. Именно этот вопрос задавали себе уже многие инвесторы в Болгарии, Черногории, Дубае и даже Испании. Ответ тут всегда один и тот же: точно такие же наши соотечественники, не успевшие в свое время к первому дележу пирога, а вот что будет потом уже с ними, это дело десятое, главное — открыть затерянный рай.
Алексей Лоссан, преподаватель факультета журналистики МГУ
Источник: ГдеЭтотДом.РУ