Последние годы московский рынок недвижимости традиционно притягивал средства частных инвесторов из регионов, однако недавно ситуация начала меняться. Вместо Москвы представители провинциальной элиты предпочитают вкладываться в рынок «северной столицы». Почему так происходит, знает преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан.
Последние годы московский рынок недвижимости традиционно притягивал средства частных инвесторов из регионов, однако недавно ситуация начала меняться. Вместо Москвы представители провинциальной элиты предпочитают вкладываться в рынок «северной столицы». Почему так происходит, знает преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан.
Ни для кого не секрет, что количество инструментов для инвестиций в России достаточно ограничено, особенно если речь идет о представителях успешного среднего и малого бизнеса. Еще более актуально эта проблема стоит в региональных центрах. На первый взгляд, представители местной элиты обладают уникальными возможностями для приумножения капитала в своем регионе: в большинстве российских городов отсутствуют привычные для европейцев и американцев элементы бытовой инфраструктуры (начиная от этнических ресторанов и заканчивая химчистками). Казалось бы, можно развивать бизнес в любом направлении, заполняя имеющиеся лакуны, но зачастую частные инвесторы предпочитают более консервативные инструменты инвестирования, и это, прежде всего, депозиты и недвижимость. Если с депозитами все просто (их можно завести в любом отделении банка), то с недвижимостью — нет. Зачастую здесь играют роль дополнительные факторы: обучение детей, ликвидность объектов, перспективы переезда на пенсии и т.д. И с этой точки зрения за регионального инвестора конкурируют в России три основных рынка: московский, петербургский и сочинский. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Так, московский самый дорогой, но при этом отличается максимальной ликвидностью, Сочи — это, прежде всего, климат и перспективы теплой старости, но неясное будущее с ликвидностью и сдачей квартиры в аренду. Плюс добавляется отсутствие крупных вузов за исключением Южного федерального университета. Остается Петербург — в определенном смысле промежуточный и наиболее перспективный вариант.
Дело в том, что на петербургском рынке сложилась не вполне типичная для России ситуация. Во-первых, здесь строительство инфраструктуры происходит более опережающими темпами, чем возведение жилья. Например, именно в северной столице была открыта первая станция метро за пределами города — «Девяткино», и произошло это еще раньше, чем в Москве. Во-вторых, в Петербурге отсутствует олигополия на строительном рынке: несмотря на наличие сильного лидера в лице ГК «ЛСР», большинство объектов строится не такими крупными компаниями. Если в Москве в основном все объекты возводят и продают компании первой пятерки, то в Петербурге все наоборот, а в число лидеров входят как минимум десять компаний. В-третьих, в городе отсутствуют жесткие нормативы по количеству машиномест, как в Москве, это позволяет застройщикам делать более мелкую нарезку квартир. Поэтому в городе пользуются невероятной популярностью квартиры-студии причем не площадью 50 кв. м, как в столице, а, например,
Как говорится в исследовании петербургской компании Home estate, около 30% спроса на новое жилье в жилых комплексах Петербурга формируют жители других регионов, а не северной столицы. По мнению исследователей, город привлекает их как и место для собственного проживания, так и в качестве инвестиционных покупок. Причем чаще всего квартиры в новостройках Петербурга приобретают жители Дальнего Востока, северных регионов и Ленинградской области. Заработать такие инвесторы могут даже на самой ранней стадии: как отмечают эксперты, квартиры, купленные в инвестиционных целях, увеличивают свою стоимость на
Алексей Лоссан, преподаватель факультета журналистики МГУ
Источник: ГдеЭтотДом.РУ