Подсосенский, 18: Почему облетели маки с дома Макаева

Подсосенский, 18: Почему облетели маки с дома Макаева

Как только не называют этот дом! И «дом с кошками», и «дом с маками», и даже «дом с кактусами». Самое удивительно, что столь разные ассоциации вызывают одни и те же украшения на фасаде. А ведь еще столетие назад, когда здание выглядело немного иначе, сомнений было куда меньше. Окончательно они исчезали, стоило лишь познакомиться с его владельцем и одновременно архитектором. Правильный ответ невольно (а может, и как раз наоборот — намеренно) подсказывала его фамилия — Макаев.

Как только не называют этот дом! И «дом с кошками», и «дом с маками», и даже «дом с кактусами». Самое удивительно, что столь разные ассоциации вызывают одни и те же украшения на фасаде. А ведь еще столетие назад, когда здание выглядело немного иначе, сомнений было куда меньше. Окончательно они исчезали, стоило лишь познакомиться с его владельцем и одновременно архитектором. Правильный ответ невольно (а может, и как раз наоборот — намеренно) подсказывала его фамилия — Макаев.

Если москвичу понадобится привести пример архитектуры в стиле модерн, то в большинстве случаев он назовет гостиницу «Метрополь» или Ярославский вокзал. Действительно, многим из нас и невдомек, что столица в своих петляющих переулках прячет от любопытных глаз не менее роскошные шедевры упомянутого стиля. Скажем, недалеко от Покровки, по четной стороне нынешнего Подсосенского переулка, в самом начале XX века один за другим выросли несколько домов в стиле модерн. До этого здесь располагались кварталы застройки XVIII века. Старинные здания уже не устраивали хозяев ни своими размерами, ни планировками, ни внешним видом. Один из таких участков (на углу Казарменного и Подсосенского переулков) приобрел потомок грузинских князей Макашвили, архитектор Георгий Иванович Макаев, построивший на нем в 1903 — 1904 годах исключительный доходный дом. Как раз в это время ему заказали проекты Политехнического музея и подворья Калязинского монастыря на Новой площади, так что в средствах он не нуждался.

«Кутежом пяти князей» называется хранящаяся в одном из главных музеев Тбилиси картина, написанная в 1906 году; а потомок князей Макашвили, Георгий Макаев, в то же самое время, возможно, кутил в построенный по собственному проекту доме в Барашевском (ныне — Подсосенском) переулке

Будучи собственником, Макаев, не отягощенный прихотями и волей сторонних заказчиков, задумал и воплотил в жизнь один из лучших образцов так называемого «северного модерна», получившего гораздо большее распространение в Санкт-Петербурге, нежели в Москве. Обладая полной свободой действий, Макаев в своем деле далеко шагнул от традиционных московских представлений о жилом доме. Попытка передать своеобразие своего архитектурного языка вылилась в нечто острохарактерное, выражающее противоречивость и компилятивизм авторской манеры. В первую очередь, отсюда происходит обилие разнообразных декоративных элементов, украшающих, казалось бы, обычное в своем плане здание.

Таким художнику Алексею Шалаеву увиделся дом, построенный Георгием Макаевым

Фактурные, шершавые поверхности фасадов насыщены несхожими друг с другом деталями — эркерами, балконами, аттиками (декоративными стенками над карнизом), окнами с фигурными рамами. На углу дома расположен устремленный вверх полукруглый эркер с окошками-бойницами. По его стенам тянутся корявые стебли фантастических цветов без листьев, неожиданно придающие всей постройке сходство с причудливым природным организмом. Декор металлических балконов как бы подхватывает ритмику их вибрирующих вертикальных стеблей. Крупные цветки на вертикальных полосах на фасаде по Подсосенскому переулку и декоративные завитки на углах здания продолжают общую «цветочную» тему. Более того, на одном из аттиков ранее помещалось полихромное керамическое панно с качающимися маками, часто использовавшимися модернистами в творчестве. Возможно, Макаев таким образом увековечил свое авторство в изображении созвучных его фамилии цветов.

В извилистых белых конурах на фасаде дома одним видятся маковые коробочки, другим — кошки, а третьим — кактусы

Столетнее существование доходного дома в окружении зданий-сверстников было спокойным и размеренным. Что-то ветшало и вновь ремонтировалось, жильцы сменяли друг друга... Уже в 1905 году Макаев, сохранив за собой квартиру, продал дом госпоже Тарховой, под чьим именем он и вошел в справочники московской архитектуры. Еще через 5 лет его приобрела потомственная дворянка Софья Белоголовова. После революции квартиры были превращены в коммуналки, расселенные только к 1990-м годам.

Архитектор будто бы угадал «коммунальное» будущее своего дома и создал в нем вот такой элемент, напоминающий замочную скважину: ведь подглядывать за соседями — главное развлечение жильцов всех коммуналок

В течение более чем столетней истории здание неоднократно ремонтировалось и подновлялось. Дом утратил несколько башенок и одну из арок на крыше. Часть изразцов была заменена на чужеродные лепные львиные морды. Фасад же изначально был серым, затем его перекрасили в салатовый с белым, а позже — в желтый с белым цвета. Исчезли витражи и окна из рельефного стекла. Хотя изменения в целом упрощали декор, здание не потеряло своего характера. Последняя реставрация фасада была произведена в 2012 году, отчего оно стало еще ярче и приметнее.

В прошлом году фасады дома отреставрировали, добавив им яркости

В настоящее время здание является одним из самых привлекательных жилых домов в тихих переулках неподалеку от центра Москвы. Сейчас в нем 37 квартир, большинство из которых просторные студии с потолками высотой до 4 метров. Часть из них выходит на аккуратный, всегда солнечный двор, а часть на переулки с минимальным уличным движением. В одной из квартир живет основатель и участник концептуалистской арт-группы «Мухомор», художник Константин Звездочетов. А в другой — Лариса Кудерина, заведовавшая уникальным самодеятельным музеем «Дети — родителям», посвященным репрессированным ученым и располагавшемся в этом же доме.

Один из нынешних обитателей дома, Константин Звездочетов, московскую архитектуру ценит, правда видит ее по-своему, например, — как на этой картине

Тот, кто хочет поселиться в этом уникальном доме, может, например, купить однокомнатную квартиру-студию на четвертом этаже площадью 50 кв. м. Она обойдется в 14,4 млн рублей. А взять в аренду можно, например, двухкомнатную квартиру на втором этаже площадью 80 кв. м за 60 тыс. рублей в месяц. Впрочем, за такой платой придется еще поохотиться. Как правило, жилье здесь сдается куда дороже. А разве от уникального дома в нетипичном для Москвы стиле вы ждали чего-то иного?

Андрей Кановка, корреспондент портала ГдеЭтотДом.РУ

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей рынка недвижимости
Подписаться

Выбираете новостройку?

Воспользуйтесь нашим онлайн-поиском, чтобы найти лучший вариант

Подобрать недвижимость

Другие материалы

Спецпредложения от застройщиков в апреле

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности