Московские власти решили выработать особые нормы для арендного жилья. В городской администрации не говорят, каковы будут эти нормативы, но уже обещают прописать их в Генплане. Пока городская администрация решила, что арендное жилье точно не может быть апартаментами. Преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан сильно сомневается, что такой путь способен привести к развитию арендного сектора.
Московские власти решили выработать особые нормы для арендного жилья. В городской администрации не говорят, каковы будут эти нормативы, но уже обещают прописать их в Генплане. Пока городская администрация решила, что арендное жилье точно не может быть апартаментами. Преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан сильно сомневается, что такой путь способен привести к развитию арендного сектора.
У меня есть друг, арендующий квартиру в Таллине. По эстонскому законодательству, как и в России, арендодатель обязан заключить договор с арендатором жилья. Квартирная хозяйка заключила с моим товарищем договор на два года, а потом через пару месяцев передумала. В договоре прописано, что предупредить арендатора она должна за два месяца, чтобы он успел съехать. Однако, как выяснили юристы, требование договора, как и просьба квартирной хозяйки, не соответствует действующему в Эстонии законодательству. Если арендатор заключил срочный договор, то досрочно погасить его может только он. Дело в том, что арендатор всегда находится в более проигрышном положении, чем арендодатель, поэтому эстонские законодатели изначально встали на сторону арендаторов. У них, решили в местном парламенте, должна быть уверенность в том, что в арендованной квартире получится прожить, сколько запланировано, и не придется искать новое жилье. Еще более строго устроен рынок аренды жилья в США, где большая часть рентных квартир принадлежит инвестиционным фондам. Если арендатор исправно вносит арендную плату, то арендодатель не имеет права повышать размер платежей более чем на
В России много лет назад сложилась ситуация, по которой арендованное жилье воспринимается исключительно как нечто временное и, следовательно, по умолчанию неполноценное. Связано это в том числе с сохранением такого косного советского пережитка, как регистрация проживающих. Официально прописка в нашей стране отменена, но ее следы сохраняются в законодательстве: устройство детей в детский сад и школу происходит на основе регистрации, а врачи, хоть и обязаны оказывать скорую помощь всем желающим, все равно интересуются «наличием прописки». Иными словами, жилье становится не просто местом для жизни или «функцией для сна», как говорил Ле Корбюзье, а доступом к целому набору социальных услуг и гражданских прав, которые государство должно предоставлять по Конституции. В такой ситуации в Москве сложился и зацвел пышным цветом теневой рынок аренды жилья. Никто точно не знает, сколько квартир сдается в аренду, сколько в них живет человек, каков примерный оборот этого рынка, и самое главное — в результате никто не понимает, сколько человек живет в российской столице, то есть какова реальная нагрузка на транспортную, социальную и коммерческую инфраструктуру. Частный бизнес уже довольно давно приучился работать в условиях отсутствия официальной статистики, а вот государство до сих пор не может никак выяснить, сколько же на самом деле нужно Москве детских садов. Более того, москвичами по заведенной Юрием Лужковым традиции называют не жителей российской столицы, а тех, кто обладает постоянной регистраций в городе, а следовательно — допуском к социальным услугам.
Вывести рынок аренды жилья из тени решила в очередной раз администрация Сергея Собянина. Как заявил на прошлой неделе один из основных спикеров мэрии, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, при разработке Генерального плана Москвы отдельное внимание будет уделено формированию сектора арендного жилья. Что скрывается за этой загадочной фразой, чиновник не объяснил, однако сразу отметил, что апартаменты по умолчанию не могут считаться арендным жильем. По словам Сергея Кузнецова, довольно активно строящиеся в столице апартаменты не способствуют развитию сегмента аренды, так как используют уже существующую инфраструктуру. «В Генплане появится комплекс норм по формированию совершенно нового сектора жилья, который должен включать все преимущества нормального жилья, но иметь особенности, связанные с тем, что жилье временное», — добавил в свою очередь главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов. В этих сообщениях, как принято говорить, есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что городские власти наконец-то признали, что в столице существует огромное количество арендаторов. А плохая новость в том, что арендное жилье почему-то решено считать временным, то есть по умолчанию неполноценным. Какие аспекты этой «временности» будут отражены в генплане, остается только догадываться. Как и остается только мечтать, что городские власти наконец поймут, что для регулировки этого рынка нужно не нормативы для рентных квартир разрабатывать, а создавать эффективные инструменты защиты арендаторов.
Алексей Лоссан, преподаватель факультета журналистики МГУ
Источник: ГдеЭтотДом.РУ