Снос гаражей в Москве - компенсации и реальность

Снос гаражей в Москве - компенсации и реальность

В Москве уже несколько лет активно действует программа сноса гаражей. В зоне риска как небольшие «ракушки», так и капитальные гаражные постройки, которые горожане использовали для своих нужд. Правительством города разработана специальная схема борьбы законной и незаконной застройкой дворов: в идеале все гаражи должны исчезнуть из столицы. Их место со временем займут выделенные стоянки и закрытые паркинги. Проекты закрытых многоуровневых стоянок как альтернативы гаражным кооперативам начали появляться ещё 5 лет назад, но особенной популярности не получили: слишком дорого. Поэтому пока город и горожане переживают переходный период: снос уже идёт полным ходом, а альтернативные решения ещё не работают.

В Москве уже несколько лет активно действует программа сноса гаражей. В зоне риска как небольшие «ракушки», так и капитальные гаражные постройки, которые горожане использовали для своих нужд. Правительством города разработана специальная схема борьбы законной и незаконной застройкой дворов: в идеале все гаражи должны исчезнуть из столицы. Их место со временем займут выделенные стоянки и закрытые паркинги. Проекты закрытых многоуровневых стоянок как альтернативы гаражным кооперативам начали появляться ещё 5 лет назад, но особенной популярности не получили: слишком дорого. Поэтому пока город и горожане переживают переходный период: снос уже идёт полным ходом, а альтернативные решения ещё не работают.

Зона риска: подлежащие сносу гаражи

  • Постройки, которые стоят на пути новых городских магистралей

Их владельцы первыми приняли на себя удар и акцентировали проблему. В теории городские власти стараются договариваться «полюбовно»: предоставлять автолюбителям компенсации или новые места для парковки. На практике получается не всегда.

  • Нелегальные гаражи

Владельцам таких построек не стоит рассчитывать на лояльность чиновников. Более того, местные управы ещё могут выставить гражданам счёт за работу строителей и бульдозера. К нелегальным гаражам относятся все временные постройки — «ракушки» и «пеналы», которыми люди пользовались с незапамятных времен. Как правило, автолюбители получали землю по краткосрочным договорам аренды и не имеют на руках зарегистрированного права собственности.

Препятствовать сносу «неорганизованного» гаража на деле практически невозможно: в лучшем случае муниципальные власти дадут владельцам вывезти личное имущество (шины, инструменты и проч.). А московские суды исходят из того, что гараж — это самовольная постройка.

  • Гаражи, у владельцев которых заканчивается срок аренды на землю

Большинство гаражей и парковочных мест принадлежат гражданам на правах аренды. Как правило, такие договоры заключаются сроком на несколько лет. Пока действие соглашения не прекратится, гараж трогать не будут, а затем просто не продлят аренду.

  • Полностью «легальные» гаражи

Даже наличие всех правоустанавливающих документов на землю и строение рано или поздно не спасёт гараж от сноса. Право собственности позволит владельцу выиграть время и не допустить «стихийного» уничтожения имущества. Кроме того, он будет вправе требовать компенсацию рыночной стоимости объекта.

Компенсация за снос гаража

За уничтожение легальных гаражных построек московские власти пообещали вернуть людям деньги. 9 марта 2011 г Правительство города выпустило постановление N 63-ПП, которым утвердило Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы. Согласно этому документу, владельцам гаражей, которые идут под снос, должны выдавать денежные компенсации. Но речь идёт лишь о тех постройках, на которые есть все необходимые документы о праве собственности.

По заверениям чиновников, сумма компенсации должна быть рыночной: речь идёт о сотнях тысяч рублей. Разброс цен может быть от 100 тысяч до 1 млн рублей, всё зависит от расположения, инженерных коммуникаций, технического состояния гаража и материала, из которого он сделан. В теории за эти деньги москвичи могли бы выкупить машино-места в одной из многоярусных автостоянок проекта «Народный гараж», где цены начинаются от 350 тыс. рублей.

Несколько лет назад городские власти предлагали автолюбителям бартер: место за место. За снос гаража выделяли участок в паркинге. Но теперь от этой схемы решено полностью отказаться: строить и передавать новые гаражи слишком дорого. Поэтому город просто будет выдавать автолюбителям деньги, а проблему парковки им придётся решать самим.

Чем недовольны москвичи

  • В реальности компенсации, которые предлагают власти, далеко не рыночные

Оценка городских властей и независимых экспертов может различаться вдвое, не в пользу граждан, естественно.

  • Снос гаражей пока никак не решил проблему парковок

Напротив, часто у автолюбителей отнимают привычное место стоянки, но не предлагают ничего взамен. «Народные гаражи» — многоярусные крытые паркинги, которые начали строить на месте обычных стоянок, слишком дороги для большинства горожан. А адекватного числа доступных стоянок пока нет на карте Москвы.

  • Стихийное уничтожение частной собственности

В идеале префектуры должны составить списки владельцев гаражей на основе правоустанавливающих документов. Эти бумаги направляются государственному заказчику (органу исполнительной власти). Далее проводится независимая оценка стоимости сносимых объектов. Компенсация перечисляется на счет владельца гаража после подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос.

На практике москвичи не устают жаловаться в интернете, писать городским властям и выходить на митинги. По многочисленным свидетельствам автолюбителей, сносы гаражей происходят по схеме разграбления: их уничтожают по ночам или в выходные, когда людей нет в городе. При этом владельцам не предоставляют никаких законных обоснований сноса и прозрачных возможностей получить компенсацию.

Свежий пример: ситуация с уничтожением гаражных кооперативов в районе строительства Северо-Восточной хорды на севере Москвы. На пересечении улиц Зеленоградская и Фестивальная должны снести два участка на 1000 и 750 машиномест. По утверждениям местных жителей, фактически гаражи находятся рядом со стройкой и не мешают ей. На этой территории вместо гаражного кооператива чиновники хотят сделать открытую стоянку. Люди организовали инициативную группу во главе с председателями нескольких гаражных кооперативов района, ходили на митинги, общались с представителями местной администрации и управы, но отстоять гаражи не смогли. При этом автовладельцам не предложили нового парковочного место взамен старого гаража, а выплату хотят занизить в полтора раза: «минимальная стоимость гаража — 260 тысяч рублей, нам предлагают 180». Тем же, кто всё-таки написал заявление на компенсацию, теперь заявляют, что «на всех денег может не хватить». Схожая ситуация в соседнем районе Западное Дегунино, с которым Фестивальную улицу соединит новая эстакада.

Дарья Сергеева, корреспондент ГдеЭтотДом.РУ

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей рынка недвижимости
Подписаться

Выбираете новостройку?

Воспользуйтесь нашим онлайн-поиском, чтобы найти лучший вариант

Подобрать недвижимость

Другие материалы

Спецпредложения от застройщиков в апреле

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности