Информация о всех российских объектах недвижимости и их собственниках хранится в Едином Государственном Реестре Недвижимости. За составление реестра отвечает Росреестр. Сейчас расскажем, как правильно зарегистрировать в Росреестре право собственности, для чего это делают и какие проблемы могут возникнуть в процессе регистрации.
Зачем регистрируют право собственности на жильё
В юридическом поле есть понятие право собственности. Оно раскрывает на каких основаниях человек владеет тем или иным имуществом. Зарегистрировав право собственности в Росреестре, вы всегда сможете доказать, что квартира принадлежит вам на законных основаниях по результатам заключения договора купли-продажи, договора долевого участия в строительстве, наследования или дарения.
Только будучи официальным собственником жилья вы можете распоряжаться им как пожелаете: продать, подарить, завещать, сдать в найм, зарегистрировать жильцов, наложить на объект залоговое обременение и так далее. Все эти процедуры требуют доказательств того, что объект недвижимости принадлежит именно вам. Чтобы сделать это, необходимо заказать выписку из ЕГРН. Выписка из ЕГРН — это документ с печатью и подписью, в котором указаны владельцы недвижимости и зарегистрированные на её территории жильцы.
В Росреестре регистрируют не только право собственности на квартиры. Через него проходят сделки с землёй, кадастровый учёт недвижимости, снятие и наложение обременений и так далее.
Как регистрируют право собственности на квартиру
Если переход права собственности оформляется с помощью нотариуса, то последний, в рамках регистрации сделки, автоматически отправляет документы на регистрацию права собственности. Так происходит, если вы оформляете у нотариуса сделку по купле-продаже квартиры или вступаете во владение наследством.
Зарегистрировать право собственности можно и самостоятельно. Это можно сделать:
- посетив Росреестр лично;
- посетив ближайшее отделение МФЦ;
- вызвав на дом сотрудников Росреестра (услуга платная);
- на сайте госуслуг, если у вас есть уникальная электронная подпись;
- отправив документы по почте.
Обратите внимание: если ваш объект ещё не стоит на кадастровом учёте, отдельно на учёт его ставить не нужно. Росреестр всё сделает самостоятельно.
Чтобы зарегистрировать право собственности на квартиру, необходимо передать в росреестр заявление о регистрации и правоустанавливающий документ. В качестве последнего могут выступить: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, дарственная, акт о приватизации, акт приёма передачи объекта ДДУ, если вы купили квартиру в новостройке от застройщика, иные документы подтверждающие, что вы владеете квартирой на законных основаниях.
Если вы подали документы напрямую в МФЦ или в Росреестр, принимающий сотрудник выдаст вам расписку. В ней должно быть написано, когда и какие документы он от вас получил и в какой день вам надлежит вернуться за результатами.
Если опасаетесь мошенников, то можете запретить Росреестру проводить регистрацию права собственности на ваши объекты без вашего личного участия. Достаточно подать соответствующее заявление. В течение пяти рабочих дней учреждение обрабатывает запрос, затем в ЕГРН появляется соответствующая запись. Отменить это решение сможет либо сам собственник, либо решение суда.
Регистрация права собственности занимает некоторое время. Сроки отличаются в зависимости от способа подачи документов. Регистрация через нотариуса займёт три рабочих дня, посредством обращения в Росреестр — семь рабочих дней, МФЦ обработает запрос за девять рабочих дней. Дольше всего работает почта: к сроку доставки письма придётся добавить семь рабочих дней.
Сколько стоит регистрация права собственности
Если регистрацию проводит нотариус, то она уже включена в цену его услуг. Если регистрируете право самостоятельно, то придётся уплатить госпошлину. По состоянию на август 2022 года, её размер составляет 2000 рублей для физических и 22 000 рублей для юридических лиц. От уплаты госпошлины освобождены некоторые льготные категории граждан: герои СССР и РФ, инвалиды и ветераны ВОВ, лица пострадавшие при ЧС, малоимущие, граждане попавшие под столичную программу реновации.
Оплату можно произвести в любом отделении любого банка либо с помощью приложений мобильного банкинга. Госпошлину лучше оплатить заранее, чтобы приложить квитанцию к пакету документов.
Источник: ГдеЭтотДом.РУ