Когда у покупателя уже оформлен крупный кредит при покупке квартиры, он, скорее всего, приобретёт недорогой автомобиль, а от покупки парковочного места откажется вовсе. Таким образом, количество предложений продажи машиномест на паркингах стало превышать спрос: большому количеству покупателей квартир бизнес-класса паркинг стал не по карману, а застройщики пытаются компенсировать вложенные деньги сдавая парковочные места в аренду.
В советское время иметь автомобиль для каждой семьи было крайне престижно. Личная машина была главным мерилом успеха и благосостояния. Но приобрести автомобиль в магазине было практически невозможно: нужно было простоять огромную очередь. Что касается «черного рынка», то «Запорожец» с рук стоил около 3 000 рублей, «Жигули» шестой модели — порядка 8 000, а цены на автомобили «Волга» доходили до 18 000 рублей. Средняя зарплата в то время составляла
Ситуация начала меняться в
Застройщики не смогли учесть тот факт, что ситуация на рынке жилья сегодня изменилась: ипотечное кредитование теперь рассматривается не слишком обеспеченными людьми как возможность приобрести более комфортное жильё. Уже в
По-прежнему высоким спрос на паркинг остаётся лишь среди покупателей элитного жилья: обитатели домов класса люкс могут позволить себе покупку нескольких дорогих автомобилей, таких как «Порше» или «Феррари», а в придачу к ним места на парковках для любимых «игрушек». При этом не стоит забывать, что автопарки таких обитателей могут состоять из нескольких машин, а так как дома класса люкс расположены в основном в Центральном округе столицы, где проблема с парковкой автомобиля является наиболее острой и при этом порядка 70% жилья обеспечены лишь одним машиноместом на квартиру, получаем дефицит на парковочные места в элитном сегменте. Этот дефицит, в свою очередь, сказывается на стоимости парковочных мест в данном сегменте: цена за одно парковочное место на рынке первичного жилья класса люкс начинается от 2,2 млн рублей и до бесконечности, верхняя планка не зафиксирована. При покупке вторичного люксового жилья паркинг обойдётся в среднем в 250 000 долларов. При этом отсутствие парковочного места также сильно сказывается и на стоимости самого жилья, так как без закрепленного машиноместа квартира перестаёт быть элитной. По мнению экспертов, цена квартиры элитного сегмента может снизиться на
А проблема реализации мест на парковках в жилых комплексах бизнес-класса ставит под сомнение актуальность подобных предложений: лишь 54% потенциальных покупателей первичного жилья бизнес-класса планируют вместе с покупкой квартиры приобрести место на паркинге, а на практике процент желающих еще ниже. С чем связан такой низкий спрос? В первую очередь, со стоимостью машиномест. Как отмечает Евгений Скоморовский, многие покупатели считают, что цены на подземные парковки слишком завышены, при этом стоимость одного машиноместа они зачастую сравнивают со стоимостью жилья или автомобиля. Так, среди обитателей жилья бизнес-класса много тех, кто покупает автомобили стоимостью ниже 1 млн рублей, и покупать при этом парковочное место стоимость в несколько раз выше, чем сам автомобиль им кажется нелогично. Другая мерка — стоимость квартиры. И здесь получается, что 1 кв. м места на парковке стоит дороже, чем 1 кв. м жилья, а ведь с точки зрения большинства стоимость жилья должна быть намного выше, чем стоимость парковки.
Выходы покупатели квартир находят в том, что покупают места на отдельно стоящих парковках недалеко от дома, если таковые имеются: застройщики парковок зачастую предлагают купить места в несколько раз дешевле, чем предлагают компании, строящие жилые комплексы. Так, парковочное место проекта «Дом на Таганке» (застройщик Potok8) на улице Талалихина стоит порядка
Ещё один вариант выхода из ситуации — аренда машиноместа на парковках, которая обойдется автовладельцам в среднем от 6 000 до 10 000 рублей в месяц.
Таким образом, застройщики жилых комплексов оказались в сложной ситуации. Места на парковках распродаются плохо, а сдавать их в аренду совсем невыгодно — окупится подобное мероприятие лишь через
Некоторые из них находят выход в продаже машиномест «в нагрузку» к квартирам, то есть когда застройщик жилья бизнес-класса фиксирует в договоре обязательство покупателя приобрести парковочное место. Но, как показывает практика, применение данной схемы приводит к снижению продаж жилья, а покупатели уходят к конкурентам, подыскивая подходящие варианты в других проектах.
Другие застройщики идут и на крайние меры: пытаясь заставить жильцов дома приобрести машиноместа, они перекрывают въезды на придомовую территорию. Но подобные незаконные попытки как правило не венчаются успехом, а ведут лишь к конфликтам с жильцами, которые на время разрешения ситуации оставляют свои машины за пределами перекрытой территории.
Настоящим спасением для застройщиков может стать новый столичных закон о платных парковках в центре. Он может увеличить интерес покупателей к автостоянкам. «Теперь люди будут больше смотреть в сторону домов с подземными гаражами», — подытожила генеральный директор агентства недвижимости TWEED Ирина Могилатова.
Корреспондент портала ГдеЭтотДом.РУ Артем Мясницкий