За год-два до кризиса наибольшим спросом у покупателей новостроек пользовались квартиры бизнес-класса. Такая популярность позволяла некоторым девелоперам выдавать за «бизнес» жилье с несоответствующими данному сегменту характеристиками. Но сейчас ситуация меняется.
За год-два до кризиса наибольшим спросом у покупателей пользовались квартиры в новостройках бизнес-класса. Такая популярность позволяла некоторым девелоперам выдавать за «бизнес» жилье с несоответствующими данному сегменту характеристиками. Но сейчас ситуация меняется.
Бизнес-класс первой волны
В
В отличие от сборных панельных конструкций монолитные дома возводили по индивидуальным проектам с возможностью свободной планировки квартир. Жилье нового типа назвали бизнес-классом, и его цена на рынке значительно превышала и превышает стоимость панели. Причем следует отметить, что цена эта взимается с конечного потребителя за повышенный комфорт, подразумевающий большие площади квартир, огороженную территорию, единую систему охраны, подземные автостоянки, фитнес-залы, магазины и пр.
Классическими примерами домов бизнес-класса первой волны в начале
Постепенно жилья бизнес-класса строили больше, благосостояние граждан росло, и к
Товар штучный или массовый?
Проблемы на жилищном рынке начались еще за год-два до наступления мирового кризиса. В Москве уже в 2007 г. застройщики стали уменьшать объемы возводимого жилья, объясняя причины исчезновения новых площадок ужесточением политики городских властей к девелоперским компаниям (например, отступление от точечной застройки в пользу комплексного развития территорий); повышением цены «входа в проекты» (в том числе высокими требованиями кредитных организаций к частным фирмам на рынке недвижимости). Как следствие, некоторые компании переместились в Подмосковье. Произошел отток части проектов экономкласса из столицы. Разразившийся летом 2008 г. кризис ликвидности только усугубил ситуацию. Даже на фоне дефицита жилья появились заявления аналитиков о завышенной стоимости 1 кв. м и несоответствии цены и качества товара.
В связи с изменившейся ситуацией на рынке в 2009 г. игроки стали пересматривать как свою политику (оптимизировать структуру портфеля проектов, находить новые схемы финансирования и т. п.), так и подход к строительству. Высокие ставки продажи квадратного метра, обусловленные административными рисками, подорожанием стройматериалов и иными причинами, не могут оправдать снижения качественных или технических стандартов жилья внутри того или иного класса объектов.
Важно отметить, что меняется и само понятие «жилье бизнес-класса». По мнению генерального директора риэлторской компании «Апрель» Александра Илюхина, многие проекты превратились из штучного продукта в довольно распространенный и даже массовый товар. Непосредственно для сегмента «бизнес» к 2009 г. стали характерны следующие тренды: востребованность данной категории жилья среди покупателей на фоне общей ситуации сокращения предложения в других секторах, но при этом отсутствие четких и соблюдаемых застройщиками параметров при возведении домов данной категории. В этой связи в недалеком будущем существует вероятность пересмотра классификации жилья.
Бизнес-метаморфозы
Разбираться в том, что представляет собой сегмент бизнес-класса, до последнего времени было недосуг ни покупателю, ни девелоперу. Но кризис сейчас предоставил такую возможность. Итак, что же все-таки предлагали все эти годы крупные и мелкие, городские и частные застройщики под маркой «бизнес»?
Многие эксперты считают, что качество такого жилья в последнее время значительно улучшилось. «Часть покупателей бизнес-класса перешли в этот сегмент из элитного сектора, их притязания все-таки повлияли на концептуальные изменения и проектирование домов», — поясняет А. Илюхин. По словам коммерческого директора девелоперской компании Capital Group Алексея Белоусова, в последние годы улучшились технические решения жилых домов: некоторые проекты включают уже по два машино-места на квартиру (почти как в элитном секторе), причем нормой стали подземные гаражи под домом, в зданиях монтируют систему центрального кондиционирования, метраж квартир в среднем увеличился до
В то же время внутри сегмента наметились две как бы противоположные тенденции. Некоторые «произведения» застройщиков стали действительно более комфортабельными и внутри, и снаружи, благодаря чему приблизились к сектору элитного жилья. Другие, напротив, отличаются от традиционного экономкласса разве что фасадом, монолитными конструкциями да более высокой ценой продажи. Таким образом, межклассовые границы стали стираться. В качестве примера можно привести комплекс от Capital Group «Город Яхт» (на Ленинградском шоссе), который соответствует практически всем критериям элитного жилья, но отнесен самим девелопером к бизнесу из-за удаленности от центра города. И наоборот, квартиры в некоторых зданиях, близких по характеристикам к экономклассу, реализуют по высоким ставкам, пользуясь только популярностью района.
Спрос и ставки
С наступлением кризиса ситуация внутри сегмента выглядит неоднозначной. По данным компании IntermarkSavills, на конец февраля 2009 г. первичные продажи квартир велись в 40 строящихся жилых комплексах бизнес-класса на территории Москвы. При этом первенство принадлежит Западному административному округу — в настоящее время здесь реализуют 15 проектов (суммарная площадь квартир составляет около 0,9 млн кв. м, то есть 36% жилой застройки данной качественной категории).
По сравнению с январем 2009 г. фактический спрос на жилье бизнес-класса в феврале вырос на 15%. В структуре спроса на квартиры бизнес-класса в столице по количеству комнат большинство совершенных сделок (36%) приходилось на трехкомнатные квартиры с удельной ценой около 5,5 тыс. долл./кв. м и бюджетами около 700 тыс. долл. В феврале 2008 г. в ряде жилых проектов бизнес-класса наблюдались колебания рублевых цен за 1 кв. м от —14% до +5% по сравнению с январем 2009 г. Следует отметить, что фиксируемые изменения стоимости имеют в основном технический характер из-за нестабильности курсов валюты. Средневзвешенная (по всем первичным проектам бизнес-класса) долларовая цена предложения 1 кв. м жилья в течение февраля снизилась почти на 9% по сравнению с показателями января 2009 г. и составила около 5,9 тыс. долл./кв. м.
«Несмотря на относительную стабилизацию курса доллара, продолжается отрицательная динамика цен на квартиры в сегменте бизнес-класса, — резюмирует руководитель департамента стратегического консалтинга и оценки IntermarkSavills Дмитрий Халин. — Спрос остается по-прежнему на довольно низком уровне, несмотря на февральский всплеск активности. Потенциальные покупатели не торопятся со сделками и ждут дальнейшего ценового падения».
Заглядывая в будущее
Большинство участников рынка считают, что в перспективе бизнес-класс будет пользоваться спросом. Но вот останется ли прежней сама структура рынка? В этом вопросе мнения экспертов расходятся.
«Наиболее востребованным в ближайшие пять лет станет такое жилье, которое покупатель сможет себе позволить», — уверена Ирина Жарова-Райт, президент инвестиционной компании SeSeGar. Большинство предпринимателей полагают, что ситуация в недвижимости будет корректироваться в зависимости от потребностей клиентов, у которых появилась возможность выбирать качественный товар. Если рынок покупателя воцарится прочно и надолго, то, возможно, стандарты, а вслед за ними и классификация жилья будут пересмотрены. Однако ясно одно — кризис способствует повышению качества проектов. Жилье бизнес-класса в соответствии с требованиями покупателя должно совершенствоваться, а стандарты строительства постепенно будут подтягиваться до уровня международных. Не нужно забывать и о таком моменте, как естественная эволюция (стоит сравнить те же дома бизнес-класса начала
Что касается изменения классификации, то в 2008 г. компания Knight Frank предложила группировать жилые объекты из разряда дорогих по примеру бизнес-центров, то есть подразделять на А+, А и В+. Некоторые компании выступают за систематизацию по районам, как в Европе (например, все, что в центре Лондона, дорогое и элитное). Однако, как считает А. Илюхин, четкая (антикризисная) классификация рынка недвижимости появится не скоро и уже как постфактум. Так или иначе, дорогое жилье вряд ли станет соседствовать с панелью и называться бизнес-классом только потому, что так захотелось девелоперу.