Есть ли жизнь в промзоне?
«Очередников переселят в промзоны!» «Элитные дома строят на месте вредных производств!» Такими заголовками пресса уже не первый год пугает москвичей. Что же происходит на самом деле и чем грозит новоселам пресловутое переселение в промзону?
«Очередников переселят в промзоны!» «Элитные дома строят на месте вредных производств!» Такими заголовками пресса уже не первый год пугает москвичей. Что же происходит на самом деле и чем грозит новоселам пресловутое переселение в промзону?
Одним из значимых событий ушедшего года стало принятие нового Градостроительного кодекса Москвы, который вступает в силу с 2008 г. В этом документе, в числе прочего, детально проработаны нормы, запрещающие в столице так называемую точечную застройку. Запрет назрел давно: невозможно бесконечно «втискивать» новые дома в сложившиеся кварталы, увеличивая нагрузку на энергосети, дороги, социальную инфраструктуру. Теперь строить новые дома в Москве можно только в рамках комплексного освоения территорий, и здесь вся надежда на реновацию промышленных зон, поскольку крупных свободных участков в городе попросту не осталось.
Всего производственные площадки занимают более 15% городской территории (20 000 гектаров). Треть из них к 2020 году планируется застроить жильем и офисами. Всего, по планам столичных чиновников, общий объем жилья, возводимого в промзонах, должен составить 50 млн кв. м., а общая себестоимость строительства – примерно $50 млрд. Кстати, за последние 3 года на производственных территориях уже было построено чуть более 2,5 млн кв. м. жилых домов.
Сами владельцы предприятий не очень довольны таким нововведением, так как московская земля дает им немалый дополнительный доход. По оценкам участников рынка, по назначению используется лишь около 15% промышленных территорий, остальное либо простаивает, либо сдается в аренду. Издержки советского прошлого, когда Москва еще была «резиновой», места хватало всем, а земля еще не являлась объектом коммерции.
Кроме того, во времена холодной войны заводские цеха старались строить на таком расстоянии друг от друга, чтобы разрушения во время бомбежки не помешали бы проезду военной техники. Разумеется, такое нерациональное использование ныне бесценных столичных земель не могло длиться вечно. Теперь предприятия переезжают не только из центра поближе к МКАД или в Подмосковье, но даже в сопредельные области: Ярославскую, Калужскую и др., тем самым убивая двух зайцев: в Москве освобождаются земли, а в соседних регионах появляются рабочие места, растут налоговые поступления и т. п.
Понятно, что использовать освобожденные участки будут в зависимости от их расположения. В центре Москвы – торговые центры, музеи, гостиницы, элитное жилье. Так, в настоящее время активно застраивается территория ткацкой фабрики «Красная Роза», сооруженной в 1875 году. Еще недавно вредные красильные цеха «Розы» располагались у Садового кольца, в районе станции метро «Парк культуры». Когда-то этот район был промышленным пригородом, теперь – центр города, поэтому место красильных цехов займут бизнес-центры и элитные особняки. От старой фабрики останется лишь «краснокирпичный» архитектурный стиль (обязательное условие властей) и романтическое название – «Красная Роза».
Окраинные же промзоны (а таких большинство) будут застраиваться преимущественно социальным жильем – для очередников, молодых семей и т. п. Так, на месте бывших Люблинских полей аэрации сейчас разросся микрорайон Марьинский парк. По его примеру планируется возвести жилье на месте Люберецких полей аэрации – около 5 млн кв. м жилья.
В соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, вместо существующих сегодня 38 промзон в городе останется 26. Из них три будут созданы с нуля: «Зеленоград» (электронная промышленность и приборостроение), «Пром-Сити» (несколько машиностроительных предприятий к северу от МКАД) и скопление предприятия пищевой промышленности в Южном Бутове. В отличие от выводимых за МКАД, оставшиеся в городе предприятия будут экологически безопасны, компактно расположены и более эффективно организованы.
Кроме того, при доработке постановления правительства Москвы о реновации промзон было также решено уплотнить остающиеся в городе предприятия муниципальным жильем. Новость для очередников не очень приятная: едва ли кто-то из них мечтает о квартире с видом на заводскую трубу. Впрочем, с учетом растущих слухов о заселении очередников в дальнее Подмосковье и чуть ли не с соседние области «труба» в пределах Москвы может оказаться не худшим вариантом.
Для девелоперов освоение промзон – не самый выгодный бизнес. Приходится не только выкупать землю у владельцев (собственников предприятий), но и проводить необходимые работы, дабы обезопасить территорию, на которой, возможно, размещались вредные производства. Иногда для этих целей приходится снимать зараженные грунты на глубину до нескольких метров. Как заверяет главный строитель Москвы Владимир Ресин, жилье на месте промзон будет совершенно безопасным с экологической точки зрения.
«Возводить такое жилье можно только после тщательной экологической экспертизы, и такая экспертиза обязательно проводится, - рассказал он газете «Вечерняя Москва». – Во многих случаях требуется вывоз зараженного грунта, другие мероприятия по очистке – в общем, комплексная санация территории. И только после проведения всех необходимых мероприятий на месте промзон возводится жилье – безопасное и комфортное».