Последнее время столичные власти активно критикуют бывшего мэра Юрия Лужкова за строительство делового центра «Москва-Сити», провоцирующего ухудшение транспортной ситуации в городе. При этом на одной из самых проблемных трасс — МКАД — Арас Агаларова активно строит новый деловой и жилищный центр, уже получивший название Манхэттен.
Последнее время столичные власти активно критикуют бывшего мэра Юрия Лужкова за строительство делового центра «Москва-Сити», провоцирующего ухудшение транспортной ситуации в городе. При этом на одной из самых проблемных трасс — МКАД — Арас Агаларов активно строит новый деловой и жилищный центр, уже получивший название Манхэттен.
Одной из ключевых идей советского градостроительства, благодаря французским урбанистам, стало принципиальное разделение на жилые, рабочие и рекреационные зоны. Как известно, один из самых известных авторов этой идеи — Ле Корбюзье — называл даже кровать «машиной для отдыха». Таким образом, основной акцент был сделан на функциональности. В сегодняшней Москве это привело к катастрофической ситуации, когда большая часть жителей каждый день ездит на работу с окраины в центр и точно так же в конце дня возвращается назад. Ежедневная маятниковая миграция приводит не только к транспортному коллапсу, но, например, к тому, что некоторые районы московского центра ежевечерне вымирают, а в спальных районах оказывается сосредоточено достаточно мало объектов торговой и развлекательной инфраструктуры. Чтобы изменить эту ситуацию, в мире было придумано новое решение — новый урбанизм: строительство городов таким образом, чтобы жители могли добраться до работы пешком.
На московском крайне консервативном рынке эта идея стала реализовываться двумя способами, и каждый раз по инициативе девелоперов. Во-первых, они стали возводить масштабные загородные пригороды, которые потенциально включали бы и места приложения труда. Кстати, потенциально именно таким пригородом должна стать «новая Москва». Другой типичный пример — «Новое Ступино» компании MR Group. Во-вторых, одним из самых популярных форматов в столице стали офисно-жилые комплексы. Эта модель сыграла ключевую роль в развитии на столичном рынке необычного формата апартаментов — самого настоящего жилья, которое не может быть признано таковым из-за косности нашего законодательства. Именно в таком формате, например, работает компания Capital Group, уже завершившая «Город столиц» и теперь анонсировавшая еще один подобный проект «ОКО». Концепция офисно-жилого комплекса как раз предполагает, что его жители могут в тапочках спуститься в офис и точно также вечером в тапочках вернуться домой — вот такая московская интерпретация идеи нового урбанизма.
Самый громкий проект «жилья в шаговой доступности от офиса» в Москве обещает реализовать Crocus Group Араса Агаларова. Подготовив Дальний Восток для проведения саммита АТЭС, этот предприниматель стал активно застраивать одну из самых загруженных и одновременно стратегических московских магистралей — МКАД. Так, на прошлой неделе стало известно, что он начал реализацию трех крупных проектов недалеко от «Крокус Сити». К 2015 году здесь планируется построить
Концепция просто невероятная, особенно учитывая то, что еще недавно Сергей Собянин возмущался застройкой МКАД и даже обещал заставить владельцев торговой недвижимости здесь построить собственные съезды с трассы. С этой точки зрения Арас Агаларов пошел дальше всех остальных: его компания ни много ни мало открыла собственную станцию метро. Однако насколько масштабный заявленный новый проект может быть оправдан таким строительством, вопрос сложный. Дело в том, что уже довольно давно МКАД фактически превратилась в так называемый «коридор выходного дня»: привлеченные в основном щедростью бывшего подмосковного губернатора Бориса Громова девелоперы построили огромное количество торговых центров. В результате некогда самая современная московская трасса превратилась в самую проблемную. Как повлияет на ее пропускную способность строительство нового огромного комплекса, включающего гигантский жилой комплекс и гостиницу, представить не трудно. Причем если с отелем более-менее все понятно: как никак Holiday Inn очень часто появляется на окраинах городов, то с жилым проектом все намного сложнее. Кому вдруг понадобятся апартаменты на МКАД, совершенно неясно. Еще большее удивление вызывает умолчание московских властей, согласившихся на подобный проект. Впрочем, возможно, в мэрии все-таки решили сменить приоритеты, ведь и Юрий Лужков когда-то пренебрег вопросом транспортной доступности ради реализации «Москва-Сити».
Преподаватель факультета журналистики МГУ Алексей Лоссан